«В соответствии и законом руководствуясь с здравым смыслом»
Начало в N 45.
Сегодня мы публикуем вторую часть беседы с ректором Тюменской государственной медицинской академии, доктором медицинских наук, профессором, заслуженным врачом Российской Федерации Эдуардом Кашубой.
— Уже упомянутый современный корпус медакадемии, который разместится в районе Патрушево на 23 тысячах квадратных метров, позволит, в соответствии с международными стандартами, внедрять в медицинском вузе стандарты третьего поколения. Подготовку специалистов в образовательном комплексе медгородка предполагается организовать по модульному принципу, который включает в себя учебный, экспериментальный и тренинговый блоки. Составной частью образовательного комплекса станет информационный центр с выходом на международный уровень, что позволит ускорить процесс анализа, моделирования и внедрения в практику новейших мировых изобретений и новаций в области медицины.
Уже с первого курса студентов будут учить правильно ставить диагноз, назначать лечение, следить за состоянием больного (раньше этот предмет вводился с третьего курса); у каждого появится свой контрольный носитель информации. На базе многопрофильного центра будут учиться не только студенты, но и специалисты: постдипломники, ординаторы, аспиранты и врачи, повышающие квалификацию.
— И при этом инстанции, контролирующие процесс обучения и воспитания студентов, не станут требовать повышения так называемой «остепененности» педагогических работников?
— Как требовать то, что не предусмотрено положениями нового закона «Об образовании»? Хотя показатель «остепененности» у нас достаточно высокий: 126 докторов и более 350 кандидатов наук. Статья 49 этого закона определяет общий порядок установления квалификационной категории педагогических работников. Что касается оплаты их труда, то в скором времени будут утверждены новые критерии их оценки. Продолжится формирование собственного кадрового резерва педагогических и научно-педагогических работников при бережном отношении к ветеранам профессорско-преподавательского состава медакадемии.
Для меня главный критерий конкурентоспособности и привлекательности вуза, который сейчас практически никто не учитывает, — это уровень востребованности выпускников у работодателей, их социальный статус после окончания учебы. То, как студенты реально адаптируются в окружающей среде, насколько они успешны, насколько они состоялись. Причем, этот анализ надо проводить лет через 10-15 после выпуска.
Бесплатное или платное?
— Есть мнение, что образование, особенно высшее, скоро станет на коммерческие рельсы. В новом законе «Об образовании» есть для этого предпосылки?
— Прямых нет. Статья 5 гарантирует «на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые». Таким образом, соблюдение конституционных прав в новом законе прописано. Однако имеются нюансы…
— Вы имеете в виду возможность сокращать прием за счет бюджетных ассигнований и, соответственно, увеличивать число мест с оплатой обучения физическими или юридическими лицами?
— Сейчас в обязательном порядке учитываются потребности региона в специалистах, которых готовит наш вуз. Возможно, в новом порядке этот критерий станет одним из главных. Уже сокращено количество бюджетных мест на фармацевтическом и стоматологическом факультетах, потому что их выпускники идут работать в частные медицинские организации.
— При такой тенденции система здравоохранения заметно коммерциализуется, хотя ее бесплатный характер за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений гарантирован Конституцией.
— Но, заметим, по Конституции, медицинская помощь оказывается гражданам бесплатно в государственных и муниципальных учреждениях. По новым законодательным актам, государство, субъекты Федерации и муниципальные органы создают не учреждения, а организации (медицинские и образовательные). Это невинное с виду юридическое положение создает предпосылки для расширения платных услуг.
— Может быть, в этом противоречии между конституционным декларированием бесплатного образования, медицинской помощи и реальным положением дел на местах и кроется одна из причин конфликта интересов педагогического и медицинского работника? Губернатор Владимир Якушев призвал к общественному обсуждению этой проблемы. Результатом такого обсуждения станет общественный договор медицинского сообщества и населения.
— Профессорско-преподавательский состав и студенты академии поддержали эту инициативу и активно участвуют в разработке такого публичного документа. Кстати, Минздрав также работает над созданием кодекса этики врача и медицинской сестры.
— Но ведь есть знаменитая клятва Гиппократа. Поможет ли принятие еще одного нравственно-этического документа примирению медицинских работников и пациентов?
— Клятва Гиппократа основывалась на принципах дохристианского гуманизма, потом их сменили религиозные заповеди. Советская медицина, как все государственные и общественные институты, базировалась на идеологических постулатах, которые были сформулированы в «Моральном кодексе строителя коммунизма».
Цель нового общественного договора заключается в соединении тысячелетних базовых моральных ценностей с реалиями рыночных экономических отношений, с учетом возрастных, психологических, национальных, религиозных, гендерных особенностей сторон — врачей и пациентов.
— Что это значит?
— Поясняю. Согласно президентскому указу Минздрав разработал госпрограмму «Развитие здравоохранения до 2020 года». Основные цели: увеличить продолжительность жизни россиян более чем до 74 лет, укрепить в целом здоровье и снизить смертность от всех заболеваний более чем на 15 процентов. Министр здравоохранения Вероника Скворцова перечислила меры, с помощью которых предполагается достичь этих целей. Это формирование здорового образа жизни и единой профилактической среды. Это возвращение уже с этого года к всеобщей диспансеризации населения, которая станет ежегодной для детей и регулярной для взрослых, в зависимости от возраста и состояния здоровья. Это целая система мер по повышению качества медпомощи и ее доступности.
Но при этом не надо забывать о другом субъекте этих отношений — больных и нуждающихся в медицинской помощи. Одно лишь увеличение продолжительности жизни совсем не означает наличие при этом трудоспособности, подвижности и ясного ума. Пожилые и не очень здоровые пожилые люди (в основном, это женщины) достаточно требовательны, придирчивы, капризны, ревнивы, раздражительны, обидчивы… Им хочется высказаться и пожаловаться не только на болезни. Они ждут внимания, участия, милосердия… А медицинские работники, в большинстве своем тоже женщины, (среди обучающихся в нашей академии их 70 процентов) зажаты бюрократическими и временными стандартами и регламентами. У них тоже возникают личные и домашние проблемы.
До 1917 года земская медицина врачевала тело, а с душевно-греховными тревогами и страданиями верующие люди (они составляли до 95 процентов населения Российской империи) шли к священникам. После фактического запрета в СССР религии ее функции пришлось выполнять врачам. Обстановка в стране изменилась (можно спорить: стало лучше или хуже), но привычка «излить душу» врачу или медицинской сестре осталась.
— Каков же выход из положения? Отказ от бесплатной медицинской помощи и переход к платной медицине и такому же медицинскому и фармацевтическому образованию? Все это услуги, а за них надо платить. Другое дело: кто и как проверит их качество? Или в очередной раз призывать к примирению сторон, к пониманию, к терпимости? Какую формулу отношений выбрать из нашего исторического прошлого: «Будьте взаимно вежливы!» или «Покупатель (в нашем случае — пациент) всегда прав»?
— Лично у меня другой принцип: «В соответствии с законом и руководствуясь здравым смыслом». Необходимо законодательное и корпоративное разграничение функций и полномочий, прав и обязанностей между субъектами отношений. Как в большинстве цивилизованных стран, где врач занимается диагностикой заболеваний и их лечением, а медсестра — со средним профессиональным образованием или высшим — бакалавриатом, сопровождает и контролирует послеоперационный, реабилитационный или иной оздоровительный процесс. Что касается душевных сомнений, тревог и депрессий (кроме патологий и клинических комплексов), то для этого есть психотерапевты и психоаналитики с разными уровнями образования, а также служители традиционных религиозных конфессий (кроме разного рода целителей, кудесников, ясновидящих, знахарей, экстрасенсов).
Актуально создание специализированных центров здоровья: их в Тюменской области уже 16. На отработку механизма такой стройной и понятной населению и медицинским работникам системы нормативно-правового регулирования медицинского образования и здравоохранения потребуется время.
— Еще 50 лет?
— Не меньше. Поэтому призываю всех жить долго.
***
фото: