X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

«Это, на самом деле, наша проблема…»

У нас-то? Все хорошо! Проблем — больше тех, что были, — нет. Живем… — привычно отвечает на вопрос «Как дела?» барон цыганского табора из Европейского микрорайона Тома Михай.

Да, теперь он — барон. Прежний, Борис Михай, не так давно скончался от остановки сердца. Вообще, за несколько последних лет в таборе много чего изменилось.

Одно остается пока неизменным — Нахаловка все так же стоит у подножия недавно отстроенного Европейского микрорайона. На фоне новых домов цыганские домики без фундамента, построенные почти сорок лет назад из подручного материала, кажутся особенно сиротливыми. Но их владельцы не унывают. Тут целыми днями царит оживление. Женщины в цветастых юбках и платках выходят с ведрами к колонке, что-то громко обсуждая между собой на гортанном разнородном языке — не похожем ни на один другой и одновременно напоминающем все языки сразу. Дети гурьбой носятся от поселка к дороге, заглядываясь на проезжающие красивые машины и одобрительно улюлюкая им вслед. Пожилые мужчины медленно ходят вдоль домов, сложив руки на груди и иногда строго посматривая в сторону суетящихся мальчишек. Те мигом смиреют: авторитет старших здесь не подвергается сомнению.

И, правда, живут. Жили бы так и дальше, если бы пару лет назад им не объявили: мешаете строительству, надо переехать. Историю так и не состоявшегося пока переезда мы рассказывали уже не раз. Географию поисков строительной фирмы «Партнер-Инвест», которая пыталась воткнуть новый поселок для цыган то там, то тут, внимательный читатель знает, наверное, наизусть.

Другое дело, что у большинства читателя на всю эту ситуацию есть, наверное, свое собственное мнение. Увы, опросить всех вряд ли получится, но кое-кто на эту тему уже высказался. Наша, как мы ее называем, фокус-группа — студенты Тюменского нефтегазового университета. Люди молодые, энергичные, интересующиеся жизнью во всех ее проявлениях.

Вот их мнения.

Алена Шулакова:

«Куда переселить цыган? Этот вопрос ожидает ответа уже не один год. Тюменцы не хотят жить по соседству с цыганами, так как считают их изгоями общества. Каждому человеку для понимания проблемы необходимо поставить себя на место другого. А если бы нам пришлось жить в городе, где нас не считали бы за людей? Тогда проще будет понять цыган».

Екатерина Тверитина:

«… Это, на самом деле, наша проблема. От того, что традиции цыган отличаются от наших, появляется некая боязнь. Ожидая чего-то плохого, мы, чаще всего, делаем из мухи слона».

Полина Сосина:

«Цыганский вопрос в Тюмени пока что относится к ряду нерешаемых. Не знаю, какой выход из сложившейся ситуации я могла бы предложить компании «Партнер-Инвест», властям, цыганской общине и жителям города, чтобы он устроил всех, не ущемляя ничьи интересы. На данный момент компромисс невозможен, кому-то все равно придется смириться и уступить». Мария Кара:

«Есть дилеммы, которые невероятно сложно решить. Хотя то, что «Партнер-Инвест» готов предоставить людям новое жилье взамен старого — уже большой шаг. Многие строительные фирмы в таких ситуациях не церемонятся. А это — как дополнение к тому, что передумывалось сотни раз, пока решается эта проблема: если цыгане ладят с нынешними соседями в этом районе, значит, люди они не конфликтные. Следовательно, куда их ни пересели, другие горожане со временем поймут, что и цыгане — нормальные люди, и будут с ними контактировать».

Лиана Гатауллина в своем комментарии ссылается на книгу «История цыган. Новый взгляд» (Н. Бессонов, Д. Деметер), где приводятся примеры антицыганских законов:

«Историк Скотт-Мэкфи насчитывает 148 законов, принятых только в немецких государствах с XV по XVIII век. В результате гонений цыгане Западной Европы, во-первых, сильно криминализировались, поскольку не имели возможности законно добывать себе пропитание. Во-вторых, практически культурно законсервировались. Им пришлось вести особый образ жизни: передвигаться по ночам, скрываться в пещерах и лесах, что усиливало подозрения населения, а также рождало страшные мифы… А 27 апреля 1940 года по приказу Гиммлера начались первые депортации синти и рома на территорию Польши — в трудовые и концентрационные лагеря. В городе Лодзь находилось самое большое цыганское гетто. С 1943 года цыган Лодзи начали уничтожать в лагере смерти Хелмно.

Сколько же еще должно пройти лет, чтобы все это забылось, чтобы люди перестали мыслить стереотипами из прошлого?»

Станислав Новиков:

«Если «Партнер-Инвест» действительно хочет определить цыган к кому-нибудь соседями, то им, цыганам то есть, нужно подыскать хорошего PR-специалиста и имиджмейкера. Цыганам необходимо менять негативный имидж, который они сами создавали годами».

Светлана Нохрина:

«А дальше все зависит уже от самих цыган, от их поведения. Если они будут уважительно вести себя по отношению к соседям, то жители областной столицы убедятся в правильности своего решения».

… Тома Михай говорит, что с будущими соседями они уже познакомились. Были те рады перспективе нового соседства? Не сказать. Владельцы дачных участков, что близ поселка Березняки, как и их предшественники, оголили, было, шашки. Взялись писать письма в разные инстанции, обращались в СМИ. Хотя что нового они могут рассказать представителям власти и журналистам? Все то же самое: «Они же цыгане!.. »

Но, как пишет студентка Светлана Нохрина, как бы чувствовал себя каждый из нас, если бы его оценивали не за личные качества, а по национальному признаку?

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта