От большего — к меньшему
Экспозиция «Агропромышленный комплекс. Продукты питания», которая открылась вчера в выставочном зале, оказалась в тени своего большого брата — мясного фестиваля.
— У нас за два дня фестиваля так закрома подчистили, что на следующий день еле-еле закрыли розницу, — рассказывают представители Нижнетавдинского производственного комбината «Молоко».
Но отказываться от ярмарки в выставочном зале они все-таки не стали. Рекламы много не бывает. Поэтому производители собрались с силами — и снова пошли в народ.
В СТРАНЕ ЕДЫ
Тюменский покупатель после мясного фестиваля, говорят продавцы, стал какой-то другой.
— Обычно народ долго ходит вокруг да около, разглядывает витрины, не знает, что выбрать, — удивлялись менеджеры из Нижней Тавды. — А сейчас прямиком идут к прилавкам с мясными полуфабрикатами и спрашивают конкретный продукт!
Как будто в подтверждение этих слов к прилавку с мясными полуфабрикатами (предприятие освоило данный вид продукции только в этом году) подошла горожанка и спросила: «А баранина у вас есть? Какая? На гуляш или на суп?».
Растущая покупательская разборчивость и радует, и тревожит производителей. Грамотный потребитель разбирается в товаре и отличает качественное от неважнецкого. И хочет большего. Удастся ли соответствовать новому спросу, помноженному на новое знание?
Продавцы обсуждали и другую сторону выставочной медали. По их мнению, в системе подобных экспозиций надо что-то менять. В последнее время организаторам выставок не удается соблюдать заявленную специализацию. Покупателю, может быть, все равно — продается ли мед (неизбежный спутник всех экспозиций, кроме, разве что, автосалонов) рядом с подшипниками, китайское барахло — с изделиями народных промыслов, а рыба — с очками. В супермаркетах товары продовольственной и непродовольственной группы тоже соседствуют на полках. Вот только производители, особенно те, что приезжают в Тюмень издалека и рассчитывают заявить о себе, иногда уходят разочарованными. Покупатель их не увидел, не рассмотрел.
— Чтобы люди товар активно спрашивали, они должны знать, где его искать, — размышляют продавцы. — А в такой каше не поймешь, где что лежит. И местных производителей не сразу найдешь — они разбросаны по разным углам Выставочного зала. Вроде бы и равенство, но кому оно нужно?
Действительно, возникает вопрос «Должны ли представители местных предприятий выделяться на общем фоне?» Если наши павильоны как-то выделить из общей массы (например, сделать таблички зелеными — под цвет акции «Покупаем тюменское»), не сочтут ли гости это монополией или преимущественным положением одних над другими? На такое мнение они имеют право.
Но сомнительно, что после этого гости — перестанут приезжать. Ведь покупатель выбирает не по цвету таблички, а по качеству. Если производитель в нем уверен — стоит ли бояться? Любой опознавательный знак — лишь информация к размышлению, не более. Родных производителей тюменец тоже имеет право знать в лицо.
Избирательность потребителей хорошо просчитывают многие гости издалека. Например, индивидуальный предприниматель Микаберидзе так оформил свое торговое место — мимо не пройдешь. Один только красочный слоган «Рыба с Камчатки» чего стоит! Такие заморские гости у нас бывают нечасто, Но экзотично не только название, сам вид продукции — заманчив. Кроме традиционной кеты и палтуса, есть, например, совершенно незнакомый тюменцам эскопар — рыба из того же семейства, что и пангасиус, только царская.
— Дайте попробовать хоть кусочек! — умоляла продавцов пенсионерка-покупательница. — Не видела такой рыбы никогда.
Но стоящие за прилавком были непреклонны. Рыбу попробовать не дали, зато кагора им было не жалко — пейте!
Расположившиеся у самой дальней стены представители семейного фермерского хозяйства с Кубани, наоборот, были радушны и гостеприимны. И сальтисона отрезали по первому требованию. Чтобы завоевать тюменский рынок они готовы на все. Три дня пути в одну сторону — для них не крюк.
Тюменские производители на выставке на этот раз составляли меньшинство. Видимо, многие взяли передышку после мясного фестиваля, поэтому областной агропромышленный комплекс был представлен весьма скромно: парочка прилавков с мясо-молочной продукцией, один — с кондитерской, один — с хлебобулочной (представивший выпечку индивидуальный предприниматель Бинятов презентовал еще свой гостиничный и банный бизнес, сеть кафе).
Ажиотажа у еды не наблюдалось. Тюменцы, вероятно, мыслили на перспективу и думали уже о будущих посадках. Им интереснее был посевной материал НИИСХ Северного Зауралья. Особым спросом пользовался, например, овес без шелухи, который можно проращивать и есть целиком.
…Если бы не ярмарки, подобные «Молочной стране» или «Мясному фестивалю», многие тюменцы и не догадывались бы, какой разнообразной может быть продукция местных производителей. Обычные выставки такого широкого представления все-таки не дают.
***
фото: Мясо понятно, а вот рыба у вас — почем?;Предприниматели с Кубани к покупателям были очень радушны;А некоторые на выставку приходили просто поесть.