Жизнь — одна большая тренировка
За плечами каждого из этих бойцов — десятки выездов на реальные, страшные, трагические дорожные аварии. Поэтому на деревянные манекены в тренировочной старой «волге» они смотрят снисходительно и перешучиваются, подталкивая друг друга локтями.
— Лучших в сегодняшних соревнованиях обязательно поощрим, а худших будем привлекать ко всевозможным мероприятиям по повышению квалификации! — предупредил заместитель начальника ГУ МЧС по Тюменской области Сергей Клименко, настраивая шутников на рабочий лад.
И подействовало — участники соревнований по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий притихли, туже затянули ремни на форменной одежде. На незапланированных учебных мероприятиях им прозябать не очень-то охота, да и некогда — практики и на службе хватает. Что ни день, то какое-нибудь «учебное пособие» на трассе или в городе.
— В жизни не всегда, как на тренировках, — вполголоса поделился со мной один из бойцов. — Одинаковых ситуаций практически не бывает. К каждой нужен свой подход. Хотя базовые навыки, конечно, нам помогают.
Навыки эти у сотрудников МЧС и ТОСЭР отработаны до автоматизма: разбить пожарным топориком окна автомобиля, защитив зажатого в машине человека от осколков специальной заслонкой; перекусить гидравлическими ножницами стойки кузова; снять дверцы, а потом крышу…
Сейчас сотрудники специализированной пожарной части как раз демонстрируют, как это правильно делать. У них — показательное выступление. Натренированные парни разбирают желтую «волгу» словно конструктор. Со стороны кажется — просто. И только по напряженным лицам пожарных понятно, что «конструктор» — не из легких.
— «Волга» вообще очень громоздкая машина, — задумчиво комментирует Дунанбай Танваев из голышмановского 27-го пожарного отряда. — Она широкая, резать ее трудно. И если зажмет внутри человека, то вытащить будет непросто. Хотя скольких мы повытаскивали — и из «волг», и из «жигулей», из иномарок тоже. Дело-то не в машинах, а в людях, которые совсем себя не берегут!
Каждый почему-то уверен, что уж с ним-то подобного никогда не случится. Еще свою роль в приросте печальной статистики ДТП играет безнаказанность, считает Сергей Клименко. В последние годы дорожные аварии стали чем-то само собой разумеющимся. Словно не учатся водители нисколько на чужих ошибках.
— И недавняя метель тому пример, — говорит заместитель начальника ГУ МЧС. — В городе в тот день было полно аварий, а про трассы я и не говорю. Это при том, что информацию о плохих погодных условиях мы транслировали на больших городских экранах. Об этом же говорилось по радио и телевизору… Бесполезно.
До приезда в Тюмень Сергей Клименко работал в столичном управлении МЧС и насмотрелся на подобные происшествия. В Москве и ее окрестностях ездят еще экстремальнее, чем у нас.
— За это время у меня выработалась профессиональная привычка. Не могу проехать мимо ни одной аварии, — говорит он. — Вот и по пути сюда увидел на улице 30 лет Победы ДТП. Вызвал своих, отправил туда сотрудников ГИБДД, которые тоже должны были принимать участие в соревнованиях.
Экипаж унесся, мигая маячками, в сторону аварии. Остались 15 команд — пожарные и работники служб экстренного реагирования из Тюмени, соседних городов и районов.
Было холодно, соревнования заметно затянулись. Задача осложнилась тем, что «волга»-тренажер оказалась на всех одна. Командам мало того, что надо было ее разобрать, так потом еще и собрать, закрепив все части металлическими скобами.
— Сейчас списанные машины — дефицит, — разводит руками Клименко. — Все на утилизацию их сдают, так что работаем с тем, что есть.
Медработнику Александру Момоту тоже приходится работать на соревнованиях с тем, что есть — деревянными «пострадавшими». С ними, конечно же, намного легче, чем с настоящими. Они не рыдают, не кричат от боли. Извлечь их из салона машины и уложить на носилки — минутное дело. Главное — не уронить. За эту ошибку — штрафные очки.
Хотя это и не так страшно, как «штрафные очки» в реальной жизни. Это когда приезжаешь к месту происшествия и понимаешь, что ничего сделать уже нельзя.
— Первый мой выезд с пожарными был такой, — рассказывает Александр. — Мотоциклист залетел прямо под автобус, сломал шею, голова почти отделилась от тела.
На языке медиков — это травматическая ампутация. На языке обывателя — кошмар. Но сотрудники МЧС обывательской терминологией не пользуются, даже когда переговариваются между собой. Чтобы не создавать панику.
— Сами раненые редко впадают в истерику, — говорит медик. — Обычно они находятся в шоковом состоянии. Или молчат, или тихо — из последних сил — просят о помощи. А вот если поблизости оказываются их родственники, тогда сложнее. Они-то как раз и рыдают, отвлекая от основной работы.
Если человек шумит — за него можно сильно не переживать, значит, выживет, выкарабкается. А вот если лежит без движения и смотрит на врача совсем пустыми бессмысленными глазами, это тревожный признак.
— Я сразу начинаю расспрашивать таких тяжелых об их семье, родителях, супругах, детях, — продолжает Александр. — Чтобы разбудить в них тягу к жизни, расшевелить эмоционально.
И у него получается. Вчера команда Александра Момота, представлявшая специализированную пожарную часть, заняла первое место.
Следующий этап — региональные соревнования. А до этого времени у пожарных еще будет возможность отточить свое мастерство. Аварий-то, к сожалению, меньше не становится.
***
фото: На соревнованиях многое зависит от долей секунд, а в жизни — тем более;Игорь Кутырев — сотрудник 53-й пожарной части из Ишима: готовится к стартам;Разбирают «волгу» словно детский конструктор.