Парад мясоедов
Два дня, 46 павильонов, 36 предприятий-участников, тонны реализованной продукции, море покупок и масса удовольствия — таковы первые результаты мясного базара, который проходил в Тюмени 8 и 9 марта.
Дорогу мясному базару торил фестиваль «Молочная страна». Первый блин получился удачным, и организаторы — областной департамент агропромышленного комплекса и управление лицензирования и регулирования потребительского рынка — сделали выводы: по масштабу мясной базар почти в три раза превзошел своего предшественника.
Предполагалось, что грандиозное шоу посетят около 35 тысяч тюменцев, но эти скромные прогнозы не подтвердились. Горожан пришло гораздо больше. 8 марта на Цветном бульваре до самого вечера было не протолкнуться. Утром 9 марта за покупками отправились единицы, но ближе к полудню в павильонах снова выстроились очереди.
Производителям приходилось довозить продукцию, так быстро ее сметали с прилавков. Только Ялуторовский мясокомбинат за два дня реализовал восемь большегрузных трейлеров с мясоколбасными изделиями.
На общегородскую ярмарку рискнули привезти мясные деликатесы и частные предприниматели. В итоге — сделанные на мясной базар ставки оправдались. И у производителей, и у покупателей.
ВСЕ БЛИЖЕ К МЯСНОМУ ИЗОБИЛИЮ
Путеводитель по мясному фестивалю появился на Цветном бульваре за несколько дней до его начала. Можно было заранее составить план действий: куда идти, что смотреть и где покупать.
Впервые интерактивную карту вместе с планом мероприятий разместили и в сети Интернет. Вряд ли таким навигатором могли воспользоваться пенсионеры, им, как правило, больше по душе сарафанное радио, зато для тех, кто работает, виртуальное новшество оказалось весьма кстати.
В первый день (пятница, 8 марта) самые информированные пришли к месту действия раньше назначенного времени. Наученные опытом прошлого фестиваля, они знали, что в первые часы после официального открытия народу будет столько, что придется вспоминать советские времена, когда в очередях шла битва за еду.
Голодные годы миновали, но сохранился инстинкт добытчика. И самые мудрые охотники за съестным пришли за час до открытия павильонов. Продавцы не стали отказывать людям, протестовать против внеурочной работы — и открыли торговлю досрочно.
Не прошло и часа, как Цветной бульвар стало не узнать. Он превратился в людское море, затеряться в котором можно было даже Дяде Степе. В выигрышном положении оказались только дети, сидящие на плечах у пап. Им сверху было видно все.
К 12 часам окошечки деревянных домиков-павильонов стали напоминать неприступные дзоты. Покупатели были корректны — штурмом их не брали, но, отвыкшие от долгого стояния друг другу в затылок, иногда нервничали. Непривычно чувствовали себя и молодые продавцы в фирменных одеждах — с таким горячим желанием покупателей прорваться к прилавкам некоторые сталкивались впервые. Если бы не звучавшие со всех сторон музыка и песни под гармошку, взаимная наэлектризованность могла бы кому-нибудь испортить впечатление от праздника.
Без всякого мониторинга быстро выявились и точки предпочтения — павильоны Ялуторовского и Ишимского мясокомбинатов, Боровской птицефабрики. Им можно было обойтись без зазывал и дополнительной рекламы, но предприятия поменьше не ждали милости от покупателя — приглашали сами. В говяжьем ряду перекричать музыку пытался, например, зазывала Успенского мясокомбината:
— Бычок был славный молодец — купите лытку на холодец! — как частушку, декламировала дама в кокошнике. И не совсем по сезону добавляла:
— Собрался на дачу — купи мясо в придачу!
Ярмарочные слоганы вызывали у покупателей улыбку и — срабатывали. Ноги волей-неволей направлялись к источнику такого оптимизма. Из любопытства хотелось посмотреть: что же кроется за такой молодцеватой рекламой? Покупатель клюнул — значит, дело наполовину сделано.
Те, кто не определился в мясном выборе, ориентировались не только на зазывал. Интерес мог вызвать и почти не известный массовому тюменцу производитель. Ведь до больших прилавков областного центра удается прорваться не всем частникам — не у каждого хватит сил выдержать схватку с сетевыми магазинами, да и место в мясных рядах крупных рынков тоже надо заслужить.
Не скажешь, что мы обделены мясным изобилием, но увиденное здесь могло удивить даже гурманов. Например, комбинат «Энергия» из Бердюжского района выставил на прилавки перепелок, гусей, уток и индеек. Комбинат «Рощинский» и индивидуальный предприниматель Синельников из Нижнетавдинского района напомнили нам о диетических свойствах мяса кролика. Пять предприятий, в том числе агрофирма «Приполярная» из Красноселькупа, предложили сразу несколько видов как свежемороженой, так и полуфабрикатной продукции из оленины. Многие такое мясо увидели впервые.
Удивили и личные подсобные хозяйства Мулкаманова и Шабалина из Заводоуковска, которые не только потчевали гостей пельменями из конины, но и рассказывали о целебных свойствах этого мяса. Конский жир, оказывается, — великолепное рассасывающее средство от всевозможных гематом при ушибах и растяжениях.
Даже традиционных поставщиков полуфабрикатов из мяса птицы было не узнать. Производители показали эксклюзивную продукцию. «Тюменский бройлер», например, разжег аппетит куриными купатами из белого мяса с зеленью, котлетами «Ай да кур» и «Кураж» в меланже.
… К обеду стало понятно, что не зря организаторы придумали такое новшество, как продуктовый гардероб. Купить хотелось явно больше, чем можно было унести. Сумки и пакеты наполнялись с потрясающей быстротой. Даже если ничего не планировал покупать — уходил после прогулки по рядам не с пустыми руками!
Самым увлекательным действом двухдневной гастрономической роскоши, по мнению многих покупателей, стала вовсе не двухкилометровая сосиска. Прикоснуться к целлофановой обертке 20 тысяч звеньев мясного полуфабриката, попробовать хоть бы кусочек из этого 700-килограммового богатства было, конечно, любопытно. Но не более. Ажиотаж вокруг события отбивал всякое желание. Обычная, но очень длинная сосиска не стоила оторванных пуговиц.
Не оправдал надежд и бык, обжаренный целиком. Своего часа готовности он дожидался почти 18 часов — на вертел его водрузили в шесть часов вечера 7 марта. Но когда с крутых мясных боков сняли фольгу, и перед всеми предстала потемневшая до зловещего цвета туша — дегустировать почему-то расхотелось.
Абсолютный позитив несли в себе только экспонаты фермерского подворья, где были представлены племенные животные и птицы, которых разводят в Тюменской области. Посетители смогли полюбоваться статью и мощью европейских пород крупного рогатого скота, веселой беззаботностью суточных цыплят (некоторых из них выкрасили пасхальными красками в синий, фиолетовый и зеленый цвета), упертостью коз советской породы, вальяжностью свиней породы дюрок и элегантностью страусов эму. Кормить и гладить животных запрещалось, но к быкам породы обрак весом более тонны подходить очень близко никому не хотелось.
Но торжество человека над представителями этой породы очень жизнерадостно продемонстрировал француз Серж Жинесте. Он -профессиональный обвальщик мяса, обладатель трофея «Красная марка» как лучший в мире мастер-мясник. Для него разделка туши — сродни творчеству, ведь двух абсолютно одинаковых быков в природе не бывает.
— Во Франции мясо не рубят топором, как у вас, — с оттенками обиды в голосе говорил и Саму-эль Куба, поставщик быков породы обрак для тюменских фермерских хозяйств. — У нас к мясу относятся бережно, а не с расточительством. У нас нет такого термина — суповой набор. Мы на кости не оставляем столько мяса, отделяем каждую мышцу. И каждая хозяйка знает, какую ей надо купить вырезку и что она из нее будет готовить. Может, и у вас когда-нибудь научатся по-настоящему ценить мясо!
Первый шаг к тому, чтобы отныне по-другому смотреть на этот продукт, сделан на мясном фестивале. Каждый его посетитель сделал для себя свои открытия и выводы.
А впереди, по планам департамента аргопромышленного комплекса, нас ждут еще картофельный, хлебный и рыбный фестивали.
***
фото: Гвоздь программы — двухкилометровая сосиска.;Фестивальная улица полна посетителей;Губернатору Якушеву и председателю облдумы Корепанову праздник нравится;Гостей фестиваля встречали не только хлебом-солью, но и кусками мяса;Куда пойдем?;Серж Жинесте дает мастер-класс по обвалке мяса.