Добровольно или по доброй воле
Накануне 8 марта в студии телеканала «Евразион-ТВ» 195-я группа отделения журналистики, которая, как мы уже сообщали, отказалась сдавать тест на наркотики, встретилась с и.о. ректора Тюменского госуниверситета Валерием Фальковым.
— В объяснительной на имя проректора по учебной работе Надежды Ермаковой мы указали три причины отказа, — заявила староста группы Марина Малая. — Во-первых, процедура неэтична — она заставляет молодых людей чувствовать себя находящимися под подозрением. Во-вторых, она проводится в условиях, которые не отвечают санитарным нормам. И, в-третьих, мы имеем право отказаться от теста, никому ничего не объясняя, — он же добровольный!
… К середине разговора стало ясно, что третий пункт для ребят важнее всего. Конечно, очереди со стаканчиками, не закрывающиеся туалеты и грубость медперсонала — тоже повод для дискуссии. Но, по словам старосты 195-й группы, сотрудница отдела по учебной работе Юлия Васильева еще на начальном этапе конфликта спросила студентов: «Если условия станут лучше, вы пойдете сдавать тест?» И получила однозначный ответ: «Нет!»
Позиция учащихся такова: если сказано, что решение о сдаче теста — добровольное, кто вправе влиять на него? Приглашенные в студию специалисты не оспаривали добровольности, но почему-то делали акцент именно на «необходимости и полезности процедуры», полагая, что это убедит студентов сделать выбор в пользу обследования.
— Процедура добровольная, это — безусловно. Она проводится на условиях конфиденциальности, что соответствует законодательным нормам. Но говоря о добровольности, мы имеем в виду добрую волю, и это характеризует нашу позицию, — попыталась воззвать к студентам заместитель директора областного департамента по спорту и молодежной политике Оксана Савина. — Отказом или согласием на тест мы как бы голосуем за тот или иной постулат. Мне обидно, что студенческие СМИ (это, видимо в адрес телеканала «Евразион» — Д.Р.) выступают за соблюдение прав, а не ратуют за устранение препонов в борьбе с наркоманией в своем вузе.
… Исполняющий обязанности ректора Валерий Фальков обозначил, что принуждение студентов к тесту — это не позиция вуза и не позиция ректората.
— Если такие случаи были, я готов разбирать каждый из них, — сказал он. — Никто здесь не душит свободы студентов. Да, с юридической точки зрения каждый учащийся имеет право проходить или не проходить тестирование — это по желанию. Но с нравственной все несколько сложнее. Предполагается, что студенты классического гуманитарного университета -люди с особыми ценностными установками, которые должны поддерживать все мероприятия в рамках государственной политики по противодействию наркомании.
В дискуссии приняли участие преподаватели. Александр Петру-шин, ведущий у 195-й группы предмет «криминальная хроника и журналистское расследование», сказал:
— Меня их твердая позиция обрадовала. Другое дело, что они пока не умеют отстаивать свои права, но это ничего. Научатся.
— Ни один человек не хочет доказывать, что он не верблюд. А студен ты — взрослые люди. Их сверстники, которые пошли работать, не подвергаются никаким тестам. Они же, являясь по сути клиентами вуза и оплачивая свое образование, как будто бесправны, — добавила преподаватель отделения журналистики Елена Арбатская.
… Похоже, пока что никто никого не убедил. С одной стороны, высокие государственные соображения. С другой, вроде бы, права человека. И все-таки, некоторое движение навстречу произошло. Исполняющий обязанности ректора Валерий Фальков объявил, что он подготовит новый приказ, регламентирующий процедуру сдачи теста. И предложил студентам присоединиться к работе над документом, те согласились.
Наверное, проблема сложнее, чем может показаться. Проблема: что на самом деле считать борьбой с наркоманией и распространением наркотиков? Поголовную сдачу анализов? Или эффективную профилактическую работу? И в чем состоит эта профилактика, о которой много говорят, но результаты которой пока неочевидны? Вопрос гораздо серьезнее, чем юношеский спорадический протест группы двадцатилетних.