Покупать в «ИКЕА» под музыку Блиндстрема
В Швеции считается очень некрасивым быть высокомерным. Тобольск шведский край. Дипломаты Швеции стараются избегать слова «пропаганда». Эти постулаты прозвучали в последние несколько дней на различных городских площадках, что оказались задействованы в Днях Швеции в Тюменской области.
В четверг вечером в академии культуры, искусств и социальных технологий начался фестиваль шведского кино. Молодой советник по культуре посольства этой скандинавской страны Мортен Франкбю (в неформальном пиджаке и с прической-ежиком) говорил со сцены, что Швеция — это не только Бергман, но и масса молодых творцов, в их фильмах — современная страна со всеми ее проблемами.
В интервью журналистам он рассказывает, что самый важный фактор шведской культуры — быть открытой другим народам, устанавливать с ними новые контакты и связи. Поэтому в Тюмень приехала такая представительная делегация — художники, музыканты, библиотекари, даже диджей. Когда камеры телевидения выключаются, молодая журналистка, уже, очевидно, для себя расспрашивает гостя, где состоится «студвечеринка».
Недостатка внимания к привезенным мероприятиям у тюменцев не было. На фестивале кино плечом к плечу сидели преподаватели и студенты. Руководитель киноклуба ТГАКИСТ Наталья Соколова говорит, что все семь фильмов, которые тюменцы увидят во время Дней Швеции, вообще-то, есть в свободном доступе в Интернете. Но одно дело скачивать их, и совсем другое — смотреть кино с благословения послов.
Видимо, это же желание — услышать об искусстве из уст представителей этого искусства — собрало полный конференц-зал в областной научной библиотеке на лекции директора Кальмарского художественного музея Мартина Шибли.
Красивый, но абсолютно не понятный язык заставил некоторых слушателей клевать носом, но все просыпались, услышав реплики Марианн Хультберг, советника посольства по экономическим вопросам, которая взяла на себя труд переводчика.
На экране — один из мостов Стокгольма, который популярен у самоубийц. На мосту — скопление машин скорой помощи и полиции: художница Анна Одель инсценировала попытку суицида, чтобы спровоцировать общество на разговор об этой проблеме.
— И вот ее хватают, она вырывается, — переводит Марианн Хультберг. — Заточают в. — она на секунду задумывается, подбирая слово. — Заточают в психушку! И когда врач узнает, что «самоубийца» все придумала, он первым делом говорит ей: «Ты, и вправду, больная, тебе нечем заняться — иди в парикмахерскую, подстригай людей.»
В зале — смех. В другой раз слушатели смеются, когда Мартин и Марианн рассказывают о современном живописце, который рисует металлические сетки-решетки.
— Когда он начал работать в 1970-х годах, критики говорили ему: «Ужас! Как можно рисовать такое?!» В ответ он рисовал еще больше, а сейчас считается ведущим художником.
Должно пройти, наверное, еще время, прежде чем тюменцы научатся понимать современное искусство и признавать таковым всевозможные перфомансы, считает Татьяна Носова, сотрудник музейного комплекса имени Словцова. Она задала Шибли пару вопросов. Вообще же, вопросов к куратору было очень много. О хорошем и плохом вкусе, о государственной поддержке музейщиков, о связи тобольских косторезов с военнопленными шведами-ремесленниками времен Северной войны.
Шибли сказал, что все вопросы были интересными, а подобные визиты важны для взаимопонимания народов. Не случайно после лекции куратор отправился не на концерт своей землячки Мириам Андерсен, а по тюменским музеям.
И все же Мартин не ответил точно на мой вопрос о мотивах такого представительного визита шведов на нашу землю. Мортен Франкбю сказал, что традиционные поездки предпринимателей — это скучно и мало что дает обычным гражданам страны-посещения. Марианн Хультберг ответила, что совместные визиты экономического и культурного десанта — это, можно сказать, своеобразная государственная политика Швеции:
— Рассказывая о нашей стране, мы создаем основу для дальнейшего продуктивного сотрудничества.
С Андреем Шальневым, начальником управления областного департамента инвестиционной политики, мы говорим о связи культуры и экономики. И может ли так случиться, что люди, побывавшие на лекции Шибли или в киноклубе, потом с большей охотой пойдут за покупками в магазины «ИКЕА»?
— Не все и знают, что «ИКЕА» -это шведская компания, — говорит Андрей. — Оценить экономический эффект от подобных мероприятий, на самом деле, трудно.
В пятницу в колледже искусств квартет Мариам Андерсен исполнил сочинения своего земляка Густава Блиндстрема, который, находясь в ссылке в Тобольске, написал несколько сот песен, ставших шведскими народными. Тюменцы подпевали, брали автографы и фотографировались на память. Музыканты говорили, что совершенно особое ощущение -играть на земле, где эта музыка родилась, думать, кем она написана, когда и для кого. Тогда-то и прозвучала фраза, что «Тобольск — это шведский край».
— Надеюсь, это было не официальное заявление, — говорит Юрий Евсеев, заместитель директора областного департамента культуры.
— В любом случае, мы надеемся посетить Швецию с ответным визитом.
А вчера состоялось то, ради чего все затевалось, — презентации шведских компаний и биржа контактов с тюменскими предпринимателями. После двухчасовой встречи все были настолько уставшими, что Микаэль Йоханссон, глава Шведского торгового и инвестиционного Совета, так и не дождался вопросов к докладчикам. Постоял полминуты с микрофоном в руке и вынужден был с жестом разочарования пригласить всех на обед.
— Гости, видимо, хотят, чтобы у них тут же купили их энергосберегающие технологии, — сказал, выходя из зала, Эдуард Абдуллин, президент Торгово-промышленной палаты Тюменской области. — Однако так быстро дела не делаются.
Зато от культурного визита отдача видна невооруженным взглядом. По словам Андрея Шальнева, в департаменте надеются, что визит шведов станет хорошим примером для других иностранных делегаций.