На «Аннушке» из Тюмени в Африку
У нас особые отношения с пространством — со спутника можем рассмотреть практически любую точку планеты, на самолете улететь, куда нам захочется. А тюменские пилоты, вообще, работают по всему свету.
Что такого особенного в перелете Ан-2 из Тюмени в Кейптаун?
Так думал я в начале зимы, когда из Плеханово улетала «Аннушка» 1987 года выпуска, отремонтированная, украшенная лозунгами в честь 65-летия первого полета самолета модели Ан-2, с тремя членами экипажа на борту. 20 февраля тюменские пилоты приземлились в Кейптауне. А на днях они вернулись домой и рассказали, почему считают это путешествие особенным.
С участием всем служб
На встрече не было авиатехника «ЮТэйр-Инжиниринг» Александра Ачимова — он улетел в Березово к семье. Двое других — командир-инструктор Сергей Быков и второй пилот Сергей Дмитриенко завладели вниманием слушателей так, что и спустя час их не хотели отпускать.
Быков — высокий, статный, с морщинками возле глаз, — готов, по его словам, сколь угодно долго рассказывать о любимой профессии. Дмитри-енко — чуть пониже ростом, такой же крепыш, с открытым прямым взглядом, — удачно вставлял шутливые реплики по ходу разговора. Оба — бесконечно веселые и открытые для разговора. Послушать их пришли руководители компании, коллеги и друзья.
Пока на экран транслируют фотографии пилотов в обнимку с арабами и африканцами, бортпроводник Лидия Корнева говорит, что работала с Дмитриенко для миссии ООН, а за этим путешествием неотрывно следила в Интернете. Услышать о маршруте из первых уст — еще интереснее.
Начинается пресс-конференция со слов благодарности участникам масштабного проекта. Первый заместитель генерального директора авиакомпании «ЮТэйр» Василий Лебединский отметил, что подготовка к полету началась в марте 2012 года и потребовала участия всех подразделений компании.
Сергей Довгий, директор компании «ЮТэйр-Карго», поблагодарил завод «ЮТэйр-Инжиниринг», где самолет снабдили навигационным и радиооборудованием для разных стран: футовыми дальномерами для Европы, метровыми — для России, «ответчиками», работающими с разными диапазонами частот. Кроме того, установили спутниковые системы навигации и слежения.
Довгий добавил, что если европейские маршруты и схемы захода на посадку известны, то информации об африканских воздушных путях и аэродромах было минимум. Карты и справочники, дополнительное оборудование, которые команда взяла на борт, добавили самолету веса в 86 килограммов.
— Но все это пригодилось, все работало, — отмечают пилоты. -Был даже запас «доширака» — всю лапшу съели!
Настоящий самолет!
В Киеве, куда самолет прибыл 17 декабря, он еще потяжелел -на борт взошли южноафриканский пилот Марк Хилл и гражданка Великобритании Трэйси Кертис-Тэйлор. Первый будет работать на этой машине в своей стране в рамках благотворительной акции. Вторая, поклонница ретро-моделей, мечтает перелететь из Кейптауна домой на «боинге» 1920-х годов.
Пилоты вспоминают об этой встрече так: «Холодный декабрьский день, нас встречают англичанка в шапке-ушанке и голого-ловый африканец».
— Я ему говорю: «Марк, надень шапку, заболеешь ведь!», — рассказывает Сергей Быков. — Но нет, он весь такой закаленный южноафриканский парень, готовый к любым испытаниям…
Позже, говорят пилоты, у них сложилась дружная команда, в которой никто не мешал другому, все четко выполняли свои обязанности. И в итоге расстались друзьями, пообещав писать друг другу.
Дружелюбное отношение наземных служб сопутствовало экипажу на всем протяжении маршрута.
— Оно чувствовалась даже в интонациях диспетчеров, — продолжает Быков. — На любом аэродроме к нам проявляли огромный интерес.
— Пилоты говорили: «Наконец-то я вижу настоящий самолет со штурвалом, а не тот, что управляется кнопками!», — добавляет Сергей Дмитриенко.
— Фотографии, например, не всегда было просто сделать, однако нам шли навстречу.
— При подлете к чешскому Брно связываемся с диспетчером, нам отвечают: такси и гостиница для вас заказаны. Директор аэропорта, фанат самолетов, говорит: раз вы летите с благотворительными целями, то и авиационных сборов мы с вас брать не будем.
… Благотворительность — это демонстрационные полеты на тюменской «Аннушке»: дети-сироты ЮАР смогут подняться на ней в небо. Идеолог проекта Марк Хилл уверен, что этот опыт может поменять жизнь и мировоззрение маленьких африканцев в лучшую сторону. Хотя и наши пилоты впечатлены своим путешествием, как дети.
Африканские каникулы
По словам Сергея Николаевича (Дмитриенко — Д.З.), он был поражен красотой земли с высоты птичьего полета, «когда под крылом проплывают башни средневековых замков, а рядом — гусиные стаи».
Сергей Павлович (Быков — Д.З.) самым интересным называет перелет через Гибралтар. По его словам, в « щель» между двумя континентами с такой силой дул ветер, что бедную «Аннушку» болтало, как пушинку. И с психологической точки зрения этот отрезок пути оказался одним из самых трудных.
— Кажется, вот только была Европа, и сразу перед тобой африканский континент, простирающийся на многие километры вперед,
— говорит Быков. — И назад пути нет!
В Африке у команды случилась первая задержка, не связанная с отдыхом или плохими метеоусловиями (всего из-за погоды «Аннушка» простояла 35 дней). В нигерийском городе Порт-Харкорт экипаж застрял почти на две недели, потому что власти Габона запретили полеты над их страной судов с поршневыми двигателями.
В блоге Трэйси Кертис-Тэйлор, который она вела на всем протяжении пути и который опубликован в Интернете по адресу an2oceans.ru, подробно и с большим талантом описано, как интернациональная авиакоманда добивалась расположения габонских властей, как преодолевала препоны нигерийской бюрократии, как слушала пение экзотических птиц и дружила с гиппопотамом — и все это на фоне тягостных переживаний, сможет она продолжить путешествие или нет.
Для разрешения проблемы потребовалось написать письмо президенту Габона. Подключилось высшее руководство «ЮТэйр» и компании-партнера ExecuJet Aviation Group. В итоге вылет разрешили 25 января, спустя 11 дней ожидания.
На пресс-конференции пилоты вспомнили этот эпизод с юмором — просто как одну из остановок на долгом пути. До них долетали сведения о вооруженных конфликтах на территории Нигерии. Они своими глазами они видели, как в гостиницу сопровождали экипаж Air France — с двумя танками и полицейскими машинами, но их это все не коснулось.
— Военные даже разрешали нам пользоваться своими воздушными коридорами, если будем лететь на низкой высоте, — сказал командир Быков.
Через день они оказались в Анголе, там начались проблемы с доставкой авиационного топлива. В столице Ботсваны Габороне случилась поломка масляной системы. Трей-си с восхищением пишет, как команда — и техник, и оба пилота — на 40-градусной жаре сливали масло во все подручные емкости.
В Йоханнесбурге 14 февраля они уже могли позволить себе отдохнуть — их встречали шампанским, они повидались с другими пилотами «ЮТэйр», работающими в ЮАР, купили сувениры. И наконец, 20 февраля, в прошлую среду, оказались в Кейптауне.
— Техники компании-партнера тут же отмыли самолет до блеска, а возле выхлопной трубы, где покрытие всегда темнеет, даже подкрасили заново, — рассказывает Сергей Быков.
— А Палыч поцеловал самолет на прощание. — добавляет Сергей Дмитриенко.
Мы еще полетаем
На вопросы, справилась ли «Аннушка» с заданием, пилоты отвечают: однозначно, да. Даже превзошла свои показания. Самая затратная часть в ее обслуживании — расходы на топливо. В остальном полноценной замены этому многоцелевому самолету пока нет.
Сергей Довгий сказал, что «ЮТэйр-Карго» продолжает использовать Ан-2 на внутрирегиональных перевозках, а условия в северных округах ничуть не проще африканских. Есть варианты поставить на машины новые турбинные двигатели — разработки ведут украинское и российское предприятия.
Василий Лебединский отметил, что перелет доказал: компания может организовывать столь масштабные проекты, а пилоты способны справиться с теми высокими профессиональными задачами, которые на них возлагают.
И все же окончательно в важности и уникальности этого проекта меня убедила финальная фраза одного из пилотов:
— Лететь над землей, видеть ее красоту, изменчивость — это совершенно уникальный опыт, который почти забыт сегодня. И, тем не менее, находятся энтузиасты, как компании-организаторы, как наша Трейси, которая планирует лететь из Африки в самолете с открытой кабиной, что по-детски верят в это чудо. И наше путешествие показало, что таких людей в мире очень много!
***
фото: Сергей Быков и Сергей Дмитриенко в Тюмени;в Кейптауне обрадовались «Аннушке»;Трэйси Кертис-Тэйлор, авиатехник Александр Ачимов и два пилота Сергея в украинском КБ «Антонов» на фоне нового двигателя для Ан-2;в местечке Кабинда (Ангола).;Сергей Дмитриенко и Трейси омывают ноги в Атлантическом океане