X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

«Театральная революция» состоялась!

Молодежному театру быть! Под таким лозунгом прошел IV международный фестиваль «Театральная революция».

В составе жюри — гости из Москвы. Это Михаил Чумаченко, режиссер и доцент кафедры режиссуры ГИТИСа, Олег Снопков, доцент кафедры сценической пластики ВГИКа, и Елена Глебова, редактор журнала «Страстной бульвар, 10».

«Театральная революция» охватила три площадки нашего города — малый зал и сцену на пятом этаже драматического театра, плюс «Ангажемент». За пять дней — десять спектаклей, мастер-классы режиссеров и бесконечные репетиции. А еще развлекательная программа клуба «Подполье» — фотосессия и катание на коньках в СК «Партиком». Дни хозяев и гостей были расписаны по часам, с десяти утра и до полуночи.

Не зря говорят, что фестиваль — это маленькая жизнь в режиме нон-стоп.

Хочется вернуться на несколько дней назад и рассказать о самых ярких моментах «революции».

КРУГОВОРОТ МЫСЛЕЙ

— «Манекен» снова приехал! В этот раз так же необычно будет? — спрашивают зрители у входа в зал. Они вспоминают декабрьский фестиваль «Живые лица», на котором челябинский театр-студия «Манекен» получил Гран-при за спектакль «Опасное лето».

Цена билета — сто рублей. Только желающих в несколько раз больше, чем мест в зале. А значит, кому-то придется стоять или сидеть на полу. Впрочем, никого это не смущает. Спектакль того стоит. Режиссер Радик Рябков поставил «Философский дневник маньяка-убийцы, жившего в средние века» по одноименной пьесе японского писателя Юкио Мисимы.

Галя Безбородова

… На видеоэкране — гладь озера, над ним молчаливо кружат чайки. Атмосферу загадочности создали с помощью музыки и специальных дымовых эффектов. В зале — кромешная темнота. На лица актеров падает слабый свет. Они передают эмоции мимикой и жестами. Образы главенствуют, слова — второстепенны.

В спектакле — всего пара монологов. Изредка на экране мелькают бегущие строки. «Слова «убивать» и «узнавать» очень схожи друг с другом» — чего стоит одна только эта фраза. А вот еще одна: «сильные могут терять, слабых терять заставляют».

Вне сомнений, это спектакль-погружение. Он оставляет зрителю пространство для размышлений, он заставляет мысль усиленно работать. С первого взгляда не скажешь, о чем эта работа челябинцев. Убийца поет, радуется, страдает.

Радик Рябков после спектакля выглядит немного уставшим и задумчивым. На вопрос о главной идее отвечает скромно:

— Иду по городу. Вижу женщин, в руках у них тяжелые сумки. Несут. Торопятся. А глаза грустные-грустные. И хочется, чтобы этой ситуации не было. Хочется убить эту ситуацию, понимаете? Просто у Мисимы свой взгляд на жизнь.

Галя Безбородова

По мнению Рябкова, в работе над спектаклем важно не торопиться. Важно больше почувствовать, что происходит вокруг. Тогда будет интересно.

Когда видишь актеров челябинского «Манекена», понимаешь, им интересно. Они самоотверженно служат искусству. После спектакля подошли к режиссеру и с волнением в голосе сказали: «Может быть, еще раз сыграем? Ведь не всех пустили в зал».

Согласитесь, одна эта фраза дорогого стоит.

ДОБРАЯ СКАЗКА БЕЗ СЛОВ

Новый день фестиваля. Актеры сургутского театра пантомимы и пластики «Гротеск» тщательно готовятся к спектаклю. К слову, для них «Театральная революция» -пятидесятый фестиваль, в котором они участвуют.

В гримерной — настоящий переполох. Девушки завивают волосы и поправляют макияж. Парни достают из сумок реквизит. Все уже в костюмах. Один Владимир Хилюк разыскивает свои брюки.

Галя Безбородова

— Я играю друга художника, разбойника и священника. Впрочем, мне не привыкать. Раньше просто участвовал в спектаклях, теперь еще пишу авторские монологи. Спасибо нашему руководителю Виктору Викторовичу. Он во всем помогает и поддерживает каждого из нас, — говорит Владимир.

Его партнерша Катарина Марьянчук разгуливает за кулисами в ярко-красном пиджаке и юбке. В зубах — тонкая сигаретка.

— Она ненастоящая, — предупреждает нас девушка. — Мне просто нужно войти в роль. А настраиваться в костюме намного легче. По сюжету мы с Владимиром — мошенники и любовники. Предприимчивые и нагловатые.

Сам сюжет прост: главный герой, художник, влюбляется. Ради своей дамы он преодолевает немало препятствий. Зато в конце — традиционный «хэппи-энд». Необычна игра актеров: они исполняют акробатические трюки и много шутят, правда, шутки — мимические, поскольку это — пластический спектакль.

Репетиция длится несколько часов. Режиссер Виктор Проскуряков наблюдает за ребятами с балкона. Он обращает внимание на каждую мелочь, стремится довести все до совершенства.

Галя Безбородова

— Вы слишком быстро входите в воду. Распределитесь по музыке, — советует своим подопечным.

До начала спектакля остается час. Декорации готовы. Свет выстроен.

— Давайте прогоним еще раз. Хотя бы несколько сцен, — говорит Проскуряков.

Актеры в ответ кивают. Выбора у них нет.

СООБРАЗИЛИ НА ЧЕТВЕРЫХ

Абсолютно другая атмосфера царит на репетиции казанского театра «Сдвиг». На импровизированной сцене — трое мужчин: Диктатор, Интеллигент и Мещанин. Из реквизита — стулья, скатерть, сумка и тазы с водой. Действие разворачивается в открытом море, на одиноком плоту. Первая фраза спектакля: «Я голоден».

Галя Безбородова

Именно после нее у героев рождается предложение съесть кого-либо из присутствующих. Поскольку провизия давно закончилась. После жарких споров сдается Интеллигент, он готов пожертвовать собой. И зря: в кульминационный момент находится баночка телятины с горошком. Ее ловко припрятал Диктатор.

— В нашем спектакле каждый увидит то, что захочет, — считает художественный руководитель театра и актер Ильнат Сунгатов. -Другое дело, что мы хотим донести до зрителя. Речь идет о нашем обществе. Истинный смысл завуалирован.

Удивительно, как преобразились актеры во время спектакля. Надели черные фраки, гладко зачесали волосы. Этакие джентльмены! А играли легко, фарсово и при этом держали в напряжении весь зал до последней минуты. Зрители и жюри аплодировали стоя. Пожалуй, это главная награда для артистов.

Галя Безбородова

… В последний день фестиваля его исполнительный директор Любовь Лешукова сказала:

— Мы специально пригласили абсолютно разные коллективы. Хотели посмотреть, что происходит в театральном мире. Менталитет у всех разный, но театры объединяет высокий профессиональный уровень. Таких фестивалей всего несколько в нашей стране. Поэтому, по сути, его проведение и есть «театральная революция» для Тюмени.

***
фото: Сцена из спектакля «Комедия о любви, или 33 несчастья»;Александр Малышкин и Денис Кудяков (театр «Мимикрия»);В роли Елены — Кэтлин Арме;Актрисы театра «Гротеск» (г. Сургут);Сцена из спектакля «Elpatio latino»;Режиссер Радик Рябков;В гримерной перед спектаклем

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта