… И чем мы отличаемся от французов?
Открытия «Ашана» в Тюмени ждали. Об этом можно судить по огромной толпе народа, собравшейся у центрального входа гипермаркета чуть ли не за час до презентации.
«Ашан» — инвестиционный проект, реализованный при поддержке региональных властей. Причем, инвестиции в него привлечены зарубежные. Французы вложили более миллиарда рублей. Но дело не только в деньгах. Новый гипермаркет — это и шаг в развитии культуры отечественной торговли.
Вывесок «sale» или «лучшая цена» здесь не увидишь. Как объяснил на импровизированной пресс-конференции директор тюменского гипермаркета Лоран Луи, в таких акциях просто нет необходимости. Цены здесь и так не высоки. Почти 1700 наименований -продукция собственных брендов «Ашана». На момент открытия магазина на его прилавках находилось более 30 тысяч наименований товара. Ассортимент пополняется каждые две недели. Политика «Ашана» — увеличивать выручку за счет большого товарооборота.
Огромная вывеска над ближайшей к выходу кассе гласит: «Для инвалидов и беременных женщин». Ничего подобного в наших магазинах давно не встретишь. Стоят себе в общих очередях и ветераны, и инвалиды, и беременные, и дамы с малыми детьми — редко когда кто-то великодушно пропустит их вперед.
На самих кассах нет никаких «сопутствующих товаров» — сигарет, «киндер-сюрпризов» и т.д. «Мы понимаем, что товары на кассе выкладываются для того, чтобы заставить покупателя сделать необязательную покупку, пока он стоит в очереди, — объясняли французы. — Наша цель — чтобы очередей у кассы не было».
Для этого установлено 47 традиционных кассовых аппаратов. И еще десять — экспериментальных. В России подобные проходят тестирование пока только в Москве, отметил Лоран Луи. Задача новых устройств — максимально повысить скорость обслуживания. Кассир только сканирует покупки и выдает талон с общей суммой. Никаких «поищите мелочь», «подождите, я схожу, разменяю купюры» и прочего. Рассчитываться покупатель будет самостоятельно — через терминал, который принимает как наличные деньги, так и банковские карты, сам выдает сдачу и чек. Таких терминалов в «Ашане» — около десятка.
Единственный товар, который предлагается в кассах — пакеты для продуктов. Их три вида — на три, пять и 10 килограммов. Все — из экологичных материалов. Французы думают об окружающей среде и стремятся максимально сократить потребление пластиковых пакетов.
Что еще привлекает внимание? Объявление «Мы снимаем с реализации товар до истечения срока годности». Или, например, «Указывается цена за кг/литр». Это ценная информация, с учетом того обстоятельства, что в иных магазинах маскируют настоящую стоимость продуктов, фасуя их по 900 или, скажем, по 650 граммов. Не каждый покупатель сообразит, сколько реально он платит за килограмм хлеба или колбасы.
Особо стоит отметить политику в отношении местных производителей. В гипермаркете — более 900 наименований продукции под маркой «Покупаем тюменское». Ассортимент, заверил директор «Ашана», будет расширяться. Как тут не вспомнить слова Владимира Ковина, руководившего областным агропромышленным департаментом, о том, что сетевики отказываются брать на реализацию местную продукцию! С тех пор, к счастью, ситуация изменилась. Надо отдать должное политике областного правительства и городской администрации — заставили торговцев уважать тюменских крестьян.
Это особенно важно сейчас, когда мы вступили в ВТО, и за рынок сбыта продуктов питания начинается настоящая борьба.
— Отличается ли тюменский «Ашан» от французского? — спросили журналисты Лорана Луи. Он ответил:
— Конечно! Мы же ориентируемся на российского покупателя.
— А чем российский покупатель отличается от французского? — сам собой напросился вопрос.
Директор гипермаркета ответил, что современные французы предпочитают ходить в небольшие магазины, чтобы тратить как можно меньше времени на покупки. В России же, наоборот, люди едут в торговые центры всей семьей и могут провести там целый день. Выбирать, примерять, прицениваться. Просто рай для торговли!