Что нам готовит паводок?
Люди были вынуждены жить на чердаках — стаскивали туда все свои пожитки. А для домашнего скота сколачивали деревянные плоты, на которых свиньи и бараны дрейфовали по воде, прорвавшейся сквозь дамбу…
Такой для жителей поселка ДОКа «Красный Октябрь» была весна 1979-го. Нынешний директор городского департамента безопасности жизнедеятельности Александр Савостеев был тогда курсантом ТВВИКУ. И в числе добровольцев помогал укреплять дамбу мешками с песком.
С тех пор в Тюмени такой высокой воды не было.
— В тот год вода в реке поднялась до отметки в 9 метров 15 сантиметров от нуль поста, — рассказывает Александр Константинович.
— Произошло это, конечно, не в один день. Жители поселка знали о грозившей опасности, поэтому и готовились заранее. Однако, когда дамбу все-таки прорвало, многим понадобилась посторонняя помощь. Людей эвакуировали, вывозили из зоны затопления. Но не все соглашались покидать свои дома, переживали за имущество, боялись мародеров, поэтому и предпочитали пережидать паводок на чердаках.
— Сотрудники МЧС говорят, что этой весной паводок тоже ожидается серьезный. Не исключают, что вода в Туре поднимется до критической отметки, потому что количество осадков, выпавших за зиму, превышает норму. Это действительно так?
— Стоит понимать, что паводок зависит не только от количества осадков, — отвечает Александр Савостеев. — Существует еще два фактора, которые влияют на то, до какой отметки поднимется вода в реке: это количество влаги в почве при уходе в зиму и степень промерзания почвы. И тот, и другой показатели не вызывают серьезных опасений. С количеством осадков ситуация тоже неоднозначна. По сведениям Гидрометеоцентра, в ноябре, например, выпало две нормы осадков. В декабре — меньше нормы, а в феврале еще меньше. Хотя время до конца месяца еще есть, но не думаю, что ситуация кардинально поменяется…
Более точно прогнозировать паводок можно будет в апреле, но и сейчас кое-какие прогнозы есть — делались они на январь. Тогда специалисты пришли к выводу, что во время паводка вода в реке поднимется до отметки 7,5 метра от нуль поста. Наши дамбы способны выдержать подъем воды до 10 метров.
— А сколько в Тюмени дамб?
— По протяженности — 37 километров 737 метров. Из них почти 33,5 километра — в муниципальной собственности.
— Есть среди них проблемные?
— Многие дамбы нуждаются в ремонте. Долгие годы у нас не было возможности заниматься их реконструкцией, получалось осуществлять только текущее содержание. Потому что не было документов на дамбы, а без них получить разрешение на строительство — нереально. За последние же три года мы оформили паспорта на все объекты. К реконструкции приступим уже этим летом — где-нибудь в августе, в период межени, когда вода низкая.
— Но это далеко идущие планы, а ближайшие? Весна-то наступит уже через несколько дней…
— Каждый год в городе проводятся обязательные противопаводковые мероприятия. Вывозится снег оттуда, где затруднен естественный сброс талых вод. Очищаются от снега гребни дамб. Устанавливаются предупреждающие знаки. Очищаются от мусора ливневая канализация, водопроводные трубы, канавы, оголовки водопропускных труб. И много еще чего. На все это выделены бюджетные деньги — 9,5 миллиона рублей. Включены в план и те мероприятия, которые необходимо выполнить, если уровень воды в Туре превысит отметку 8,5 метра. В таком случае необходимо озаботиться сохранностью оборудования и материальных ценностей тех организаций, что расположены в зоне возможного затопления.
— А еще люди…
— Конечно! Существуют списки горожан, которые проживают в потенциально опасных зонах. На сегодня это 11 тысяч человек. Однако стоит учитывать, что это -по всему городу. Вряд ли всем им одновременно может понадобиться помощь, потому как все дамбы разом не прорвет. Но все же пункты временного размещения готовы для всех. Располагаются они на базе муниципальных образовательных учреждений. В случае чего там немедленно прекратятся уроки, туда доставят из резервного фонда раскладушки, обеспечат людей питанием.
В марте пройдет заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям, где эти списки будут уточняться. Важно знать, сколько проживает возле дамб горожан, находящихся на муниципальном иждивении, сколько беременных женщин на больших сроках, сколько больных туберкулезом. Потому что в школах их не разместишь, их должны принять спецучреждения и больницы.
— Домашний скот в школы тоже не заберешь.
— Он у нас тоже на учете. Его сейчас куда меньше, чем, например, было в 1979 году. Несколько лошадей, несколько коров. Так что, думаю, плоты для них сооружать не придется, найдем куда определить.
… Сотрудники департамента безопасности жизнедеятельности, хотя и готовятся всегда к худшему (работа такая), но уверены в лучшем. Александр Савостеев разворачивает передо мной большой график на миллиметровой бумаге. Здесь отмечен уровень воды в Туре за многие годы.
За последние лет пять вода не добиралась даже до поймы реки. Был тревожный звоночек в 2002 году — когда вода дошла до отметки 8,26 метра, однако и в тот раз дамбы выстояли. С чего бы им давать слабину сейчас?
— Почва уже отогревается, снег постепенно испаряется, — говорит Александр Константинович. — Многое зависит еще и от того, насколько быстро он начнет таять. Если слишком быстро, то почва не успеет принять всей влаги.
— То есть, скорейшей весны лучше не желать, а набраться терпения?
— С другой стороны, и в быстром сходе снега есть свой плюс -тогда скорее появится зеленая трава в лесах, что понизит риск возникновения лесных пожаров. Паводок — это не единственная весенняя забота. В любом случае, будем держать удар.
***
фото: Замерзшая Тура пока молчит и тайн своих не раскрывает.