Право на информацию
Одной из важных гарантий соблюдения прав граждан в жилищно-коммунальной сфере является предусмотренное законом право жильцов многоквартирного дома на получение информации о работе управляющей организации.
В целях повышения правовой культуры населения и оказания гражданам помощи в защите их законных прав прокуратура города Тюмени публикует разъяснение федерального законодательства, регламентирующего правоотношения в жилищно-коммунальной сфере.
Действующим федеральным законодательством предусмотрена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме выбрать один из способов управления многоквартирным домом — в частности, путем предоставления этих полномочий управляющим организациям.
Если граждане делегировали свои права управляющей компании, она в соответствии с требованиями части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации обязана обеспечить свободный доступ к информации, перечень которой указан в постановлении правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (вступившем в силу 09.10.2010) «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» (далее — Стандарт).
Эта законодательная гарантия является действенным инструментом контроля за работой жилищно-коммунальных структур, средством предупреждения и выявления нарушений законности.
Согласно вышеназванному правовому акту, раскрытию подлежит:
— общая информация об управляющей организации (фирменное наименование юридического лица, Ф.И.О. ее руководителя, режим работы — в том числе часы личного приема граждан сотрудниками управляющей организации и работы диспетчерских служб (п. 8 Стандарта));
— сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом), в том числе: годовая бухгалтерская отчетность, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами, сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (п. 9 Стандарта);
— информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (п. 10 Стандарта);
— сведения о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. При этом информация о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома должна содержать план работ на срок не менее одного года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана. Наряду с этим, информация должна содержать сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год (п. 11 Стандарта);
— информация о стоимости данных услуг и работ, а также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, включая описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг); стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 квадратный метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 погонный метр соответствующих инженерных сетей, на 1 квадратный метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.) — п. 13 и 14 Стандарта.
Указанная информация размещается управляющей организацией путем:
а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность;
б) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность;
в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;
г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде. При этом в случае, если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях, управляющая организация вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить заявителю адрес указанного официального сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещены данные сведения.
При этом указанная информация должна быть доступна в течение пяти лет. Существенным обстоятельством является то, что электронные адреса сайтов в сети Интернет и наименования печатных изданий, где размещены эти сведения, управляющая организация обязана разместить на информационных стендах в своих помещениях либо предоставить гражданину по запросу.
В соответствии с законодательством информация на основании запроса в электронном виде предоставляется на адрес электронной почты потребителя в течение двух рабочих дней со дня поступления запроса.
По письменному запросу предоставление информации осуществляется в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации.
Гражданам следует учесть, что письменный запрос, поступивший в адрес управляющей организации, подлежит обязательной регистрации в день его поступления, с присвоением ему соответствующего регистрационного номера и проставлением штампа соответствующей управляющей организации.
Письменный запрос обязательно должен содержать указание на управляющую организацию, в адрес которой направляется запрос, фамилию, имя и отчество (наименование юридического лица) потребителя, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, существо заявления, а также способ получения информации (посредством почтового отправления или выдачи лично потребителю).
Отказ в предоставлении такой информации может быть обжалован гражданами в уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий функции государственного жилищного надзора (Государственную жилищную инспекцию), а также в суд Тюменской области.
Кроме того, граждане могут обратиться за защитой нарушенных прав в прокуратуры административных округов г. Тюмени по месту нахождения соответствующей управляющей организации.
Помощник прокурора города, юрист третьего класса Д.И. Коротаев