Лазейки для недобросовестных
Как не допустить в этом сезоне к ремонту жилых домов подрядчиков, которые проштрафились в прошлом году?
Власть намерена поставить заслон на пути тех, кого больше интересует собственная прибыль, чем качество выполненных работ. Отдельные положения федерального закона N 94 (часто поминаемого недобрым словом), увы, этому препятствуют. Условия, которые там определены для отбора победителей конкурса на проведение работ по муниципальным контрактам, оказались дырявыми как решето. Сквозь них просачиваются даже те, у кого нет ничего, кроме стола, ручки и, разумеется, счета в банке, куда должны поступить бюджетные деньги.
Главной точкой отсчета стала цена — чем меньше предлагает подрядчик для выполнения заявленного объема, тем лучше. Предполагалось, что таким образом удастся сэкономить бюджетные средства, но экономия стала доходить до абсурда. Подрядчики сбрасывали цену на 30, 40 и более процентов. Какой ремонт можно провести за полцены? Хороший — не получится, как ни старайся. Чаще псевдоэкономия приводит к тому, что работы вовсе не начинаются.
Чтобы усилить контроль за подрядчиками на конкретных объектах, в прошлом году власти попытались передать больше полномочий в руки управляющих компаний. По идее, они должны быть заинтересованы в том, чтобы выбирать лучших исполнителей и следить за их работой неустанно. Ведь строители уйдут, а обслуживать жилой фонд надо будет дальше. Но ставки не сработали. Многие управляющие компании выбрали не тех и не так. То ли профессионализма не хватило, то ли тоже погнались за выгодой. Итог оказался знакомым: сделанные некачественно, не завершенные вовремя, а иногда и совсем не начатые ремонты.
По предложению депутатов, департамент городского хозяйства разработал новую методику отбора подрядчиков для капитальных ремонтов многоквартирных домов.
Во-первых, в этом году выбор станет делом коллективным. В комиссию войдут не только представители названного департамента и управляющих компаний, но и сами жильцы.
Во-вторых, требований к подрядчикам станет больше. Например, они должны будут иметь опыт работы в данной сфере не менее трех лет; предприятие не может числиться в списках недобросовестных подрядчиков; за ним не должно быть фактов некачественного или несвоевременного исполнения контрактов, случаев их расторжения, а также судебного или исполнительного производства.
Максимальное количество баллов при отборе получат те фирмы, у которых рабочие — квалифицированные, материально-техническая база — крепкая, а репутация — хорошая, без нареканий от жителей Тюмени.
В общем, со стороны может показаться, что список достаточен для того, чтобы выбрать «почти ангела».
Однако депутаты, наслушавшиеся в прошлом году массу нареканий от жителей на работу подрядчиков, и в нем увидели изъяны.
Что подтвердило состоявшееся на этой неделе заседание постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам.
— Все условия -правильные, — сказал депутат Олег Чемезов. — Но как департамент городского хозяйства проконтролирует их выполнение? Мало ли что можно в документации «нарисовать»?
Еще критичнее посмотрел на новую методику отбора подрядчиков депутат Алексей Пинигин. Он предложил точнее сформулировать некоторые пункты, чтобы на сто процентов исключить попадание в списки тех, кто в прошлом году не справился со сроками выполнения работ.
— У нас это требование есть, -уточнил заместитель главы администрации города, директор департамента городского хозяйства Александр Шпиренко.
В одном из пунктов методики говорится, что не допускаются к участию в конкурсе подрядчики, которые выполнили в срок менее чем 80 процентов от общего объема работ.
— А почему 80 процентов, а не 95? — не отступал Пинигин. — Почему хоть один дом должен страдать от недобросовестных подрядчиков? Нас не поймут избиратели, если к ремонтам снова приступят организации, которые уже натворили бед!
В рассуждениях коллеги Олег Чемезов увидел «рациональное зерно», но усомнился, что надо ставить вопрос так жестко — иначе можно всех подрядчиков «отрезать». Кто без греха?
Его поддержал и Юрий Коновалов, председатель постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам. Он считает, что при такой строгости в «черные списки» попадут и те, кто нарушил сроки хотя бы на один день.
— Надо сформулировать абсолютно понятные показатели, чтобы не было возможности толковать их вправо-влево, — подытожил Чемезов. — Проблема ведь не только в цифрах. На любом предприятии 30 процентов специалистов выполняет 70 процентов работы, а 70 процентов — только тридцать. А в целом дело движется. И мы должны рассматривать ситуацию в целом.
Юрий Коновалов предложил записать протокольное решение: департаменту городского хозяйства доработать методику, особенно пункт «ж», где говорится о тех самых 80 процентах. И представить ее в комиссию до 15 марта.
***
фото: Еще один ремонт под тюменским небом;На заседании комиссии — депутат Олег Чемезов;Председатель комиссии Юрий Коновалов