Из ссылки в бой
Одновременно с операцией «Уран» под Сталинградом на Московском направлении разворачивалась операция «Марс». Это наступление советские историки пропустили. Потому что оно оказалось неудачным.
СЕВЕРНЫЙ СТАЛИНГРАД
Ржевско-Вяземский плацдарм возник в ноябре-декабре 1941 года при движении немецко-фашистских войск на Москву. Этот выступ получил много названий: «Северный Сталинград», «Кинжал в сторону Москвы», «Ржевская заноза», «Ржевская мясорубка».
Плацдарм имел размеры до 160 километров в глубину советской обороны и 200 километров по фронту. На нем было сосредоточено около двух третей сил всей группы армий «Центр» под командованием генерал-федьдмаршала Клюге.
Против этой группировки действовали основные силы Калининского и Западного фронтов, командующими которых были генерал-полковник Конев и генерал армии Жуков.
Для ликвидации немецкого «аппендикса» Ставка Верховного Главнокомандования разработала план операции «Марс». Предстояло разгромить противника между Ржевом и Вязьмой.
Это было одно из наиболее длительных и ожесточенных сражений Великой Отечественной войны, по потерям сравнимое со Сталинградской битвой: под Сталинградом погибло около 1130 тысяч человек, а под Ржевом за 14 месяцев — более 1103 тысяч. В Сталинграде наступали немцы, во Ржеве -советские войска.
Важный железнодорожный узел Ржев был занят без боя немецкими войсками 14 октября 1941 года. В начале 1942-го после успешного контрнаступления Красной армии под Москвой советские войска подошли к Ржеву. Этот город, в отличие от Калинина (сейчас Тверь), немцы решили оборонять до последнего: отсюда они по-прежнему могли угрожать Москве.
На Ржевско-Вяземском плацдарме с начала января 1942-го по конец марта 1943-го наши войска провели три крупномасштабных наступления, которые успеха не имели.
Об этих сражениях вспоминал писатель Илья Эренбург:
«Может быть, были наступления, стоившие больше человеческих жизней, но не было, кажется, другого, столь печального — неделями шли бои за пять-шесть обломанных деревьев, за стенку разбитого дома да крохотный бугорок . В штабах лежали карты с квадратами города, но порой от улиц не было следа .».
25 ноября 1942 года началась операция «Марс», которую координировал Жуков. Для предполагаемого разгрома противника он привлек 668 тысяч человек и около двух тысяч танков. В резерве для дальнейшего развития наступления, освобождения Белоруссии и выхода к Балтийскому морю находились 415 тысяч человек и 1265 танков. Людей и танков было больше, чем использовалось в контрнаступлении под Сталинградом.
В составе ударной группы 41-й армии Калининского фронта, прорвавшей оборону противника в направлении города Белый, находился 6-й Сибирский добровольческий стрелковый корпус, сформированный в мае-сентябре 1942-го из репрессированных советской властью и высланных в Сибирь крестьян.
СПЕЦДОБРОВОЛЬЦЫ
Идеологические мотивы, подозрительность властей, страх перед несправедливо осужденными людьми были для Сталина и его окружения не менее сильны, чем ужас перед гитлеровцами. Власти серьезно опасались массовых восстаний заключенных и трудпоселенцев.
Так секретарь Новосибирского обкома ВКП (б) Кулагин 7 июля 1941 года разослал секретарям городских и районных партийных комитетов циркулярное письмо с пометкой «весьма срочно». В документе утверждалось, что обком располагает данными, будто бы в связи с началом войны контрреволюционные элементы — выселенные кулаки, бывшие белогвардейцы и участники антибольшевистского крестьянского восстания 1921 года готовят новое антисоветское восстание. Местным партийным органам предписывалось спешно организовать боевые оперативные группы из числа сотрудников НКВД и работников партийного аппарата.
Когда выяснилось, что спецпоселенцы в целом сохраняют лояльность, было решено призвать некоторую часть ссыльных в действующую армию. К тому же власти вынуждены были учитывать, что наличие в тылу большого количества мужчин, годных к военной службе, вызывало раздражение «свободных» граждан. Начальник отдела трудовых и специальных поселений ГУЛАГ НКВД СССР Жилов в докладной записке отмечал:
«… Все трудпоселенцы оказались как бы забронированными от мобилизации. У окружающего трудпоселки колхозного населения, да и не только у него, возникают в связи с этим нездоровые настроения, особенно в период проведения мобилизации».
Постановление Государственного комитета обороны СССР от 11 апреля 1942 года N 1575 предписывало НКВД «призвать в армию 500 тысяч человек, годных к строевой службе из трудпоселенцев». Другим постановлением ГКО от 26 июля 1942 года N 2100 объявлялся еще один особый призыв общей численностью также до 500 тысяч человек. Сформулированные летом 1942-го предложения НКВД и НКО СССР о направлении в армию свыше миллиона трудпоселенцев остались нереализованными. По мнению историка В.Н. Земского, Сталину «такое количество лиц, к которым он не испытывал доверия, показались слишком большим для того, чтобы вручать им в руки оружие». Отменить ссылку как правовой режим Сталин не решился. Партийным комитетам было предписано провести мобилизацию репрессированных Советской властью крестьян под видом патриотического добровольческого движения.
11 июля 1942 года Омский обком ВКП (б) принял постановление N 223 «О формировании Сталинской добровольческой отдельной стрелковой бригады омичей-сибиряков». При этом «секретари окружкомов, горкомов, райкомов ВКП (б) и председатели исполкомов окргоррайсоветов должны были организовать проведение широкой массово-политической разъяснительной работы среди военнообязанных, состоящих как на общем, так и на специальном учете, о подаче ими заявлений для зачисления добровольцами в Красную Армию».
В Ханты-Мансийском национальном округе, являвшемся главной территорией ссылки, «добровольный призыв» провели на следующий день после принятия партийного постановления: 12 июля 1200 спецпоселенцев после явки в спецкомендатуры НКВД пароходами вывезены в Омск на сборный пункт «Черемушки».
75-я Омская стрелковая бригада вошла в состав 6-го Сибирского добровольческого стрелкового корпуса. Кроме нее, в этом соединении состояли 150-я Новосибирская стрелковая дивизия (Новосибирский, Прокопьевский, Кемеровский стрелковые и Томский артиллерийские полки), 74-я Алтайская и 78-я Красноярская стрелковые бригады. Дивизия имела 13231 человека, бригады — по шесть тысяч человек. Эти части, получившие наименования «Сталинские» (подано как милость вождя), также состояли в основном из спецпоселенцев. В служебной переписке особых отделов НКВД их называли «спецдобровольцами» (заместителем начальника ОО НКВД 75-й Омской стрелковой бригады был начальник Тюменского горотдела НКВД майор С.П. Козов).
В октябре 1942-го корпус отправили на Калининский фронт. В пути к нему присоединилась 91-я стрелковая бригада, сформированная из заключенных трудовых воспитательных колоний НКВД. В списке 2-го стрелкового батальона этой бригады значился красноармеец Александр Матросов.
Окончание следует.
***
фото: Памятник Александру Матросову в Уфе.