Что наша жизнь без упаковки!
Вряд ли кто-то из 240 рабочих предприятия «Гофропак Тюмень» в детстве мечтал:
— Вот вырасту, буду машинистом гофроагрегата! Буду контролировать, не спутались ли слои бумажной ленты, убирать излишки клея, а потом отмерять нужные размеры и разрезать картон на будущие коробки…
Это не та работа, о которой мечтают. Но на секунду представьте нашу жизнь без привычных коробок… Холодильники и стиральные машины, которые доставляют вам без упаковки, сберегающей от повреждений. Почтовое отделение, которое не может отправить посылку. Или продукты, которые поставщики везут в магазин прямо в фургоне. В конце концов, представьте свою комнату, заваленную сотней мелочей, которые не во что сложить.
По данным журнала «Образование без границ», обороты мировой индустрии упаковки составляют около 500 млрд. долларов в год. Это тысячи рабочих мест на предприятиях по производству и переработке пластика, стекла и того самого гофрокартона, о котором речь. За рубежом интересы упаковщиков представляет множество общественных организаций, есть даже ассоциация «Женщины в упаковке». Так что оказывается, это вовсе не ерунда — картонная коробка.
Кстати, правильно говорить не «коробка», а «гофроящик», — поправляет нас начальник смены Михаил Бухтояров, с которым мы проходим по шумным цехам «Гофропака».
В прошлом году это предприятие получило субсидию в десять миллионов рублей по областной программе поддержки малого и среднего предпринимательства. Исполнительный директор Юрий Юрченко рассказывает, что средства вложили в модернизацию производства:
— Мы приобрели по лизингу принципиально новую технику: упаковочную линию, линию склейки гофроящиков со сложной высечкой, две единицы спецтехники для упаковки. С этими новинками стали более конкурентоспособными на рынке и в нашем регионе, и за его пределами. Создали 14 дополнительных рабочих мест.
… В темном ангаре с высокими потолками пахнет клеем и горячим картоном, который выкатывается из-под пресса. По бокам стоят огромные рулоны желтой бумаги — это сырье для будущих ящиков. В зависимости от того, какой вес они должны выдерживать — шоколадного печенья или кухонной плиты, рабочие программируют количество слоев бумаги и высоту гофр.
— Сейчас выполняем заказ «Пяти озер» на 26 тысяч квадратных метров раскроя, — объясняет Виталий Сосновцев, старший машинист цеха.
На следующем этапе машина нанесет рисунок на раскроенные им заготовки. А пока из-под пресса печатного агрегата, которым управляет машинист Данил Макаров, выскакивают заготовки для челябинской кондитерской фабрики «Колос». Красная печать и завитушки сразу придают безликим заготовкам будущих ящиков товарный вид. Но это еще что — завитушки! Настоящий толк в оформлении упаковки в России знали еще до революции. Тогда кондитерские изделия, парфюмерию и другие предметы укладывали в коробки из дерева или картона, обтянутые шелком или бархатом. К оформлению даже привлекали знаменитых художников.
Потом пришли времена дефицита, когда товар раскупали прямо в мешках. В лучшем случае продукты заворачивали в серую бумагу или в пленку без надписей. В 1990 году в Советском Союзе производилось всего 10 килограммов тары и упаковки на душу населения. И лишь в последние годы российская упаковочная отрасль снова ожила. Сегодня ее оборот оценивается в один-три млрд. долларов в год.
Вклад тюменского «Гофропака» в развитие отрасли в прошлом году составил 40 млн. кв. м гофрокартона. Предприятие закрыло 70 процентов потребности региона в этой продукции, во многом благодаря приобретению новой техники.
Хотя много тут и ручного труда. Вот работает целый цех упаковщиц и сортировщиц. Ловкими движениями женщины складывают картон в огромные стопки, которые потом отправятся на линию автоматической упаковки.
Улыбчивая Мина Усова говорит, что когда-то работала в школе, но давно уволилась.
— Нужны были деньги, устроилась в магазин, а теперь вот здесь. Неплохая работа, спокойная, -говорит она.
В 2010 году «Гофропак» был одним из предприятий, откликнувшихся на просьбу совета ТОС микрорайона Бабарынка и предоставивших рабочие места тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации. Жители Бабарынки тогда воспряли духом и даже стали выплачивать долги за услуги ЖКХ. Из семисот тысяч рублей долга отдали сто тысяч. Так местный производитель гофрокартона поддержал не только свою отрасль, но и жителей окрестных домов.
В планах у «Гофропака» — модернизировать упаковочную систему. И здесь снова надеются на государственную поддержку.
… А гофроящики, кстати, иногда могут пригодиться в самых непредсказуемых ситуациях. Например, мои знакомые смастерили из упаковки от шкафа… поздравительный баннер на свадьбу.
***
фото: В цехах «Гофропака»;Сортировщица Мина Усова;Резчик картона Михаил Баженов;В работе — заказ для челябинских кондитеров;Машинист гофропресса Баха Реджабов.