Наяву, как во сне
В понедельник тюменцы вторыми после москвичей увидели новый отечественный триллер «Сомнамбула» — за три дня до официального выхода ленты в прокат. Только не понятно, стоило ли тратить на это драгоценный вечер буднего дня.
На четвертом этаже ТРЦ «Колумб» было не протолкнуться -человек сто пытались прорваться куда-то в конец коридора. Оказалось, что возле «КиноМечты» раздают автографы режиссер Алексей Смирнов и исполнитель главной роли Андрей Дементьев.
Начинающий режиссер Смирнов в 2011 году выпустил на экраны короткометражную драму «Колыбель». Реакция критиков на фильм о четырех беспризорниках, замерзающих в новогоднюю ночь на сорокаградусном морозе, была, мягко говоря, неоднозначной. А председатель комитета по делам молодежи Госудумы Павел Тараканов заявил, что картина «может заставить общество еще больше задуматься о том, как тяжело брошенным детям».
Начинающий актер Дементьев тоже успел приобрести некоторую славу: подростки знают его по телесериалу «Барвиха», где показаны школьные будни «золотой молодежи».
… Перед началом показа Смирнов и Дементьев взялись рассказывать собравшимся о фильме и начали с того, что «отечественный зритель к такому жанру, как психологический триллер, еще не привык». Что он, зритель, без пояснений авторов их задумку может не понять. Боюсь разочаровать господина режиссера, но понять «глубокий подтекст фильма» мне не помогли даже объяснения.
— Мы хотели показать внутреннюю сущность человека и борьбу с ней, — попытался объяснить смысл происходящего в фильме Алексей Смирнов. — Каждый из вас кажется мне милым, но это с виду. Внутри может прятаться монстр!
… На мой взгляд, наш зритель видел достаточно много качественных триллеров, чтобы решить: есть в фильме «Сомнамбула» изюминка (монстр?) или нет. Как говорится, кассовые сборы покажут. Но тюменцы, похоже, решение уже приняли — на «психологический триллер» новая работа Алексея Смирнова не тянет — хохот в зале стоял совершенно не «психологический».
Сюжет фильма, по словам режиссера, основан на реальных событиях: в 1993 году в Воронежском интернате появился странный мальчик, страдающий сомнамбулизмом. Каждое утро воспитатели находили на его теле раны и царапины. Более того, как утверждают очевидцы, он выделывал во сне вещи, о которых не написано ни в одном учебнике по психиатрии: бегал по отвесным стенам и висел на потолке.
Эта мистическая история с фильмом связана весьма отдаленно: «воронежский сомнамбула» вырос и живет, пытаясь справиться с воспоминаниями о детстве и кошмарами, которые его постоянно мучают. Тем, кому выпадет смотреть творение Алексея Смирнова без «исторической справки», ориентироваться в сюжете довольно сложно: фильм распадается на плохо связанные друг с другом части. Наверное, чтобы создать мистический антураж и сбить зрителя со следа. При этом картина остается на удивление предсказуемой. Персонажи, призванные вселять ужас, вызывают улыбка, то и приступы смеха. Чего стоит один только главный монстр — грешный дух бабушки-ведьмы, которого так страшится главный герой!
Представьте себе девочку из фильма ужасов «Звонок» и добавьте к ее нежному возрасту лет семьдесят! Вам смешно? А должно быть страшно!
В общем, российский кинематограф, к которому, по словам Смирнова, «все относятся предвзято», в данном случае доказал свою несостоятельность. Ни триллера, ни глубокого смысла я в «Сомнамбуле» не нашла.
21 февраля фильм появится в прокате. Единственная причина на него сходить — часть кассовых сборов обещают отдать в детские дома. Кстати, дети и подростки на фильм не попадут: он выходит с возрастным ограничением «18+». Ужасы тут ни при чем, просто в картине много откровенных эротических сцен.
***
фото: Андрей Дементьев в роли Андрея из фильма «Сомнамбула»;Алексей Смирнов