Что скрывается за ширмой в кабинете терапевта?
Бабушки-соседки по старой памяти еще собираются на лавочке, чтобы поругать врачей и поликлиники. Любимая тема, всегда дававшая столько пищи для обсуждений! Да и сейчас замотанные регистраторы по-прежнему грубят пациентам, рискнувшим задавать «лишние» вопросы. Где-то старая планировка не позволяет разделить потоки пациентов. Еще не хватает узких специалистов, да и с «широкими» бывают проблемы… И хотя такого, действительно, становится меньше, но мы привыкли жаловаться врачам на болезни. И привыкли жаловаться на врачей.
ЗАЙДЕМ С ДРУГОЙ СТОРОНЫ
Поликлинику N 4 не отличает красота внутренней отделки — все просто, аккуратно и чисто. Здесь не свисают с потолка плазменные экраны, транслирующие рекламу зубной пасты и здорового образа жизни… И все-таки она уже не та, что пять лет назад.
— Изменился сам подход к работе, — рассказывает главный врач Лариса Коновалова. — Нам поставлена новая задача: сделать медицинские услуги доступными для людей. Например, мы разгружаем регистратуру, чтобы возле нее не выстраивались очереди.
Как выяснилось, уменьшить нагрузку на регистраторов можно несколькими способами. Во-первых, в холле поликлиники теперь висит стенд, где четко, ясно и большими буквами изложено все, что пациенту нужно знать. Потратьте минуту-другую, чтобы прочитать написанное, и общения с регистратурой, наверняка, удастся избежать. Например, если вам нужна справка о здоровье для занятий в бассейне — читайте внимательно и отправляйтесь в кабинет N 21. Все справки выдают там.
— Всегда найдутся люди, которым не хочется читать или сложно разобраться самостоятельно: кто-то перепутал, кто-то недопонял, — говорит Лариса Коновалова. — Многие больны, и им сложно сконцентрироваться… Но за разъяснениями можно обратиться к дежурному администратору, который сидит неподалеку от стенда.
Во-вторых, в четвертой поликлинике пациентам выдают «маршрутные листы» — это памятки: в каком корпусе, в каком кабинете можно найти того или другого специалиста. Например, кардиолог работает в здании на улице Индустриальной, 49, а хирург — на ул. Максима Горького, 39.
И в-третьих, регистратура может быть не одна на всех, а для разных категорий граждан — разная.
— Мы стараемся разделить пациентов на потоки, которые не будут пересекаться друг с другом, — рассказывает главный врач. -Например, призывники — их много не бывает: за год человек триста с актами и еще 150 — на обследование из военкомата. Ими занимаются два врача — основной и дублирующий, поэтому мальчики легко проходят обследование вне очереди и никому при этом не мешают.
КТО ЛЮДЯМ ПОМОГАЕТ…
Пожилые пациенты и те, кто имеет инвалидность, от основного потока тоже отделены — они идут на прием к врачу и получают рецепты на льготные лекарства в отделении медико-социальной помощи.
— Теперь могу смело сказать, что оно работает, — уверена Лариса Юрьевна. — Бабушки и дедушки успели за год так к нему привыкнуть, что частенько приходят к врачу без записи. Просто садятся и ждут очереди. Терапевт Анастасия Минханова — безотказная женщина. Пока всех не примет, не уйдет. Может и до шести, и до семи вечера сидеть. Знаете, не каждый доктор может работать в этом отделении! У нас все терапевты пробовали: кто неделю, кто — две. И все сказали — «не мое». А доктор Минханова может без раздражения слушать, как пациент рассказывает, что ему коммунальные платежи неправильно насчитали. Чужая агрессия не выводит ее из себя, она остается спокойной и доброжелательной.
… С недавних пор медико-социальное отделение появилось в каждой городской поликлинике. И каждый главный врач по-своему видит и организует его работу. Например, в 14-й туда предлагают перевестись всем, кто старше 55 лет, несмотря на то, что положено с 60-ти. Ведь ни один приказ не может учесть все обстоятельства, а медики должны ориентироваться на удобство пациентов.
Кстати, если человек не хочет, чтобы его карточку передали в медико-социальное отделение, то никто этого не сделает.
— Так тоже бывает. Приходит дедушка и говорит: «Что вы меня к этим бабкам отправляете, мне не нравится в этой очереди. Я с молодежью сидеть хочу!» Многие сами понимают, что так удобнее: в отделении свой телефон — можно позвонить и записаться на прием или попросить, чтобы выписали льготные препараты.
ИЗ ЖИЗНИ ВРАЧЕЙ
— Кадровый вопрос всегда был проблемой для поликлиник. Не помню, чтобы он когда-то перед нами не стоял, — признает Лариса Коновалова. — Три года назад был очень сильный сезонный подъем заболеваемости ОРВИ и гриппом, а у нас работали всего четыре участковых терапевта. На 34 тысячи пациентов! В прошлом году терапевтов уже было 15, а в начале этого три ушли в декрет. У меня в «декретной копилке» представлены специалисты практически всех направлений: два офтальмолога, невролог, эндокринолог, терапевты… А что поделать? Коллектив почти наполовину состоит из молодых специалистов. Я же понимаю, что им семьи создавать нужно, деток рожать.
В прошлом году в четвертой почти полностью укомплектовали штат, но сегодня не отказались бы еще от нескольких специалистов.
— У нас один лор-врач работает на полторы ставки, и очереди к ней нет. Но мы хотим взять еще одного, потому что человек не может себе позволить даже заболеть, не говоря уже о том, чтобы взять отпуск, да и мы в любой момент можем остаться без врача.
Нужны еще два невролога — они очень востребованы и, кроме того, помогут немного разгрузить терапевтов. Мы приняли бы еще одного эндокринолога — у нас их сейчас два, и еще одна в декрете. Кардиологов сейчас двое, офтальмологов три — две в декрете. По нормативам такой штат — это много. Но меньшими силами обеспечить по-настоящему доступную медицинскую помощь невозможно.
… Четвертой поликлинике, как и другим медучреждениям города, есть что предложить своим врачам, кроме большого объема работы. Например, тем кто не зарегистрирован в нашем городе, положена компенсация затрат на съемное жилье — семь врачей получают ежемесячно по десять тысяч рублей. Есть и служебное жилье — несколько врачей и две медсестры живут в однокомнатных квартирах.
И то, что региональные субсидии на улучшение жилищных условий действительно работают, здешние врачи тоже испытали на себе. Когда программа начала работать, было недоверие: в 2011 году заявления подали три специалиста, в 2012 — всего один.
— В прошлом году наш доктор Светлана Владимировна получила материальную помощь: 400 тысяч рублей на себя, и еще 200 тысяч на двух детей, — рассказывает главный врач. — Потом взяла миллион в кредит под один процент, добавила свои сбережения и купила квартиру. После этого стало намного больше желающих участвовать в региональной программе по улучшению жилищных условий. В этом году их восемь — врачи давно работающие, с опытом. Они заслужили помощь государства.
ХОЧЕТСЯ ТЕПЛОГО СЛОВА…
— Мы что-то делаем, внедряем новшества. Но люди быстро привыкают к хорошему и перестают его замечать, — вздыхает Лариса Юрьевна. — Однажды пациентка сказала мне: «Я к вам прихожу, только когда мне плохо и есть на что пожаловаться. А когда мне хорошо, вы обо мне ничего не знаете». Наверное, в этом и есть суть нашей работы — мы нужны, когда плохо. А когда говорят только о плохом, то у меня начинает складываться впечатление, что плохо вообще все, и удовлетворение от работы пропадает.
Но надежда у Ларисы Коноваловой остается. Надежда на то, что медицинская профилактика, на которую сегодня стараются делать упор в Минздраве, рано или поздно принесет плоды. И что люди будут ходить к докторам не лечиться, а чтобы не заболеть. Тогда они перестанут каждый раз испытывать то гнетущее чувство: вот, приду в поликлинику, и врач у меня обязательно что-нибудь нехорошее найдет.
Нет, они будут входить в кабинет с уверенностью, что здоровы. И с удовольствием улыбаться, услышав тому подтверждение.
***
фото: В четвертой поликлинике пациентов много, а очередей практически нет;Лариса Коновалова;С вопросами обращаться — можно!