Не убить тягу к знаниям
На первом в этом году заседании областной Думы депутаты подняли вопрос о критериях, по которым оценивается качество учебы. Судя по бурному обсуждению, эта тема волнует представителей всех без исключения партийных фракций.
Вопрос «О выполнении постановления Тюменской областной Думы « О повышении качества образования как одном из направлений модернизации региональной системы образования» был лишь одним из 37-ми, стоявших в повестке дня. Но именно ему депутаты уделили особое внимание.
Николай Барышников задал директору департамента образования и науки Алексею Райдеру два вопроса: «По каким критериям оценивается качество образования?» и «За счет чего школа должна повысить уровень преподавания технических дисциплин, если количество часов, к примеру, физики значительно снизилось по сравнению с советским периодом?»
Интерес депутатов понятен: на техническое оснащение учебных заведений, привлечение в школы квалифицированных преподавателей и обеспечение их жильем выделяются немалые деньги. В 2012 году на эти цели было направлено 500 млн. рублей. Из них порядка 300 млн. — из регионального бюджета, а еще 200 млн. — из федерального. Но есть ли эффект от этих немалых вливаний?
— Комфортность пребывания ребенка в школе и в классе мы расцениваем как один из важных критериев качества образования, — ответил Райдер на первый вопрос. И пояснил:
— Есть школы, где преподают очень квалифицированные педагоги, и уровень знаний учеников здесь на высоком уровне, но существуют проблемы во взаимоотношениях «учитель-ученик». И это большой минус, с этим мы серьезно работаем.
Что же касается физики, то Алексей Райдер считает, что не количество часов влияет на уровень знания предмета, а умение учителя и интерес учеников к этой дисциплине.
— Важно не просто дать качественное образование, а такое, которое позволит выпускникам выбирать профессии, востребованные в нашем регионе, — представил свою точку зрения депутат, ректор нефтегазового университета Владимир Новоселов. — Сейчас в Тюменской области реализуется ряд серьезных инвестиционных проектов, но есть проблема обеспечения их кадрами. Выпускники тюменских школ в прошлом году просто провалили экзамены по физике. Это предмет, который сдается по выбору ученика, но является обязательным при поступлении на технические специальности. Учителя же, зная о слабой подготовке, не рекомендуют ребятам сдавать экзамен по физике. Чтобы исправить ситуацию, надо развивать интерес у детей к техническим наукам, начиная с младших классов.
Депутат Сергей Козлов обратил внимание на важную роль системы дополнительного образования:
— Департаменту образования и науки надо стараться до последнего держать на финансировании технические кружки и секции. Они сегодня еще есть, но их осталось очень мало! Это направление надо развивать.
Свое мнение высказал и губернатор Владимир Якушев. Он согласился с Николаем Барышниковым, что пока нет единого критерия оценки качества образования. И предложил департаменту образования и науки подумать над этим.
— В образовании важно все — и материально-техническая база, и профессионализм кадров, — сказал Владимир Якушев. — Необходима интегральная оценка качества. Такой оценки сейчас нет. К концу года надо составить рейтинг образовательных учреждений и разместить его на портале департамента.
Согласился глава региона и с тем, что качество знаний выпускников по физике, математике и химии оставляет желать лучшего. И продолжил:
— Но это проблема не только департамента образования и науки. Мы все должны думать о том, чтобы сформировать интерес ребенка к техническим наукам. И родители, и депутаты, и средства массовой информации должны работать в этом направлении. Показывать хороших инженеров, больше рассказывать об этой профессии — чтобы дети стремились поступать на технические специальности, а не на гуманитарные.