X

  • 25 Июль
  • 2024 года
  • № 80
  • 5579

Имена людей, имена паровозов

Паровозное депо на улице Привокзальной. Дата постройки самой старой части — начало XX века.

Первое железнодорожное (паровозное) депо в Северном Зауралье на сегодняшней улице Привокзальной теперь выглядит довольно мрачно. Красивой открытки в стиле ретро, стоя рядом с ним, не снимешь. И, тем не менее, у здания (точнее, у целой группы зданий, возведенных в разные годы) богатая производственная и человеческая история.

Если отмотать условную кинохронику более чем на сто лет назад, то мы увидим, что маленькая станция Тюмень в то время была последней, тупиковой на Пермской железной дороге. Дальше поезда не ходили. Лишь в 1910 году началось строительство дороги на Омск. Одновременно шло сооружение нового депо в Тюмени. Это строение используется и сейчас — для ремонта маневровых тепловозов.

А тогда первым появился одноэтажный восточный корпус. Было сразу понятно, для чего он приспособлен — хотя бы по крупным арочным проемам ворот локомотивных блоков. О солидном возрасте здания говорят фронтоны с двойными карнизами на фасаде — теперь производственные сооружения так не украшают. Позже к корпусу пристроили другие, поэтому без гида трудно определить, где начинается паровозное депо, а где — заканчивается.

Катя Христозова

Вместе с новыми помещениями сюда пришла невиданная до того в Тюмени механизация. Прибыли новые станки, моторы, пневматические инструменты. В цехах оборудовали вентиляцию. Это было удивительное время открытий и рекордов, которые ставили на железнодорожной станции Тюмень. Причем не только руководители, но и рядовые работники. Их называют настоящими новаторами стальных магистралей.

Так, первый тяжеловесный состав на станции был сформирован по заявке машиниста по фамилии Цедилкин. Он предложил сформировать товарняк весом в две с половиной тысячи тонн — по тем временам смелый шаг. До Цедилкина (который, кстати, и повел тяжеловес по рельсам — и удачно) никто не решался нагрузить состав более чем на 1,9 тыс. тонн. Произошло это в 30-х годах прошлого века, и вскоре вождение тяжеловозов стало широко распространенным явлением.

Возможно, новаторы магистралей пошли бы и дальше в своих усовершенствованиях работы станции и депо. Однако помешала война. В первые же три месяца две сотни рабочих депо ушли на фронт. Их заменили женщины и подростки. В депо наладили выпуск минометов. Кроме того, выпускались бронедрезины и военные сани — словом, то, что было необходимо, в первую очередь, фронту. Производство было массовым, люди работали на износ, выполняя нормы на станках на 200, а потом даже и на 500 процентов! Местных стахановцев называли «двухсотниками» и «пятисотниками».

В 1942 году в нашем тюменском паровозном депо был построен бронепоезд «Патриот». Руководил всеми работами инженер Николай Трибург. Рабочие трудились по 12-14 часов, а иногда и сутками без отдыха, выполняя срочное задание для фронта. Укомплектованный и вооруженный бронепоезд был отправлен на фронт под управлением машиниста Соколова. И принимал участие в боях под Курском, громя из своих орудий пехоту и технику противника. Зенитная артиллерия бронепоезда сбила 11 фашистских самолетов.

Катя Христозова

Примерно в то же время в депо стали поступать паровозы серии ФД («Феликс Дзержинский»). В числе первых пришел паровоз ФД-21-3031. Очевидцы рассказывали, что на его корпусе остались многочисленные отметины войны — он побывал во многих переделках, пока добирался до Тюмени с Ленинградского фронта. Из надписи работники депо узнали, что на фронте он носил название «Комсомольский». Его быстро отремонтировали — буквально за несколько часов.

Специально для «фронтовика» собрали комсомольскую бригаду во главе со старшим машинистом Михаилом Ковязиным. Она работала на этом паровозе всю войну: совершала рейсы по участку Тюмень-Поклевская без набора воды. За отличное содержание машины, ее своевременный ремонт, четкую, безаварийную работу, экипаж несколько раз получал звание «Лучший паровоз сети дорог СССР». Сам Ковязин был отмечен четырьмя правительственными наградами и двумя знаками «Почетный железнодорожник». В начале 1944 года за работу в условиях военного времени экипажу позволили украсить свой паровоз эмблемой 73-й стрелковой дивизии.

Катя Христозова

Теперь знаменитый паровоз установлен на вечную стоянку — по случаю 100-летия со дня открытия железнодорожного движения на участке Екатеринбург-Тюмень и в честь боевых и трудовых заслуг тюменских железнодорожников в Великой Отечественной войне.

А тогда, в 40-е годы, за бригадой Ковязина стали подтягиваться и другие. Они придумали новшество с организацией кольцевой езды — когда состав двигался не из пункта «А» в пункт «Б», а по кругу. Правда, сначала выяснилось, что паровозам для проезда по кольцу не хватает угля. Пришлось нарастить борта тендера и установить запасные ящики для смазки и песка. Новшество тюменцев быстро перешагнуло границы Свердловской железной дороги…

Память о героях труда и павших в боях железнодорожниках в депо чтут и теперь. В 1967 году среди самодеятельных художников предприятия был объявлен конкурс на лучший проект памятника. Победил помощник машиниста Борис Залесский. Вскоре обелиск был установлен в сквере у депо. Многие работники депо сражались на фронтах, дожили до победы и вернулись в Тюмень и свой родной коллектив: машинисты и их помощники, кочегары и слесари, мастера и женщины-подсобницы.

… 1958 год — предшественник больших перемен в жизни депо. В этом году началась подготовка к переходу Тюменского отделения дороги на тепловозную тягу. Первый ТЭ3 (тепловоз с электрической передачей) под номером 2324 прибыл на станцию Тюмень весной 1959 года. Торжественно и празднично, с музыкой, встречали первенца.

В 1960 году тепловозы полностью вытеснили с линии паровозы. Тогда же работники станции перестали использовать название «паровозное депо». Но оно осталось в архивных документах и памяти железнодорожников-старожилов.

Авторы благодарят за помощь в подготовке материала Нелли Пекшеву, пресс-секретаря по Тюменскому региону Свердловской железной дороги.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта