X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Незваные гости

Цепочки на входных квартирных дверях сейчас не в моде.

Кому-то не нравится, что они брякают. А кто-то, выбирая новую дверь или замки в магазине, просто забывает о них.

До тех пор, пока в квартиру не постучатся какие-нибудь сомнительные личности: якобы электрики, сантехники, работники социальных служб или управляющих компаний, религиозные проповедники…

Нет, можно, конечно, ограничиться разговором с ними через запертую дверь — сказать, что их услуги вам не требуются.

Однако пожилым людям, к примеру, такая беседа наверняка дастся с трудом. Во-первых, через закрытую дверь плохо слышно, чего от вас хотят. Во-вторых, со слабым зрением через глазок особо не поглядишь. А вдруг у нежданного посетителя, действительно, важный вопрос? И настоящее удостоверение, и миссия, которую необходимо срочно выполнить. Скажем, перекрыть стояк, клапан которого находится именно в вашей квартире. В противном случае, может залить и вас, и всех соседей.

— Но даже в этом случае гражданин волен никого не пускать в свою квартиру, — говорит заместитель начальника отдела уголовного розыска городского УМВД Ренат Николаев. — Неприкосновенность частного жилища никто не отменял. Если вы запретили человеку переступать порог, а он все равно пытается сделать это, то налицо состав преступления.

За которое, между прочим, предусмотрен штраф в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или обязательные работы на срок от 120 до 180 часов.

— Так что цепочка на дверях -вещь необходимая, — продолжает капитан Николаев. — Чтобы и себя обезопасить, и в ситуации разобраться. А там уже самому решить, пускать человека в дом или нет.

Полицейские, конечно, двумя руками за то, чтобы горожане никаких посторонних до своих квартир вообще не допускали — вычислить и поймать мошенников, которые прикидываются работниками разных служб, довольно сложно. С учетом того, что в большинстве случаев они действуют юридически грамотно — не кидаются обворовывать чужое жилище, оставляя всюду отпечатки пальцев, а начинают предлагать всякую дребедень за большие деньги, рекламируя ее так, что люди часто клюют на это. И опоминаются от наваждения только после ухода посетителя. Но тогда бывает поздно, потому что в руках уже — непонятный прибор, неизвестно от чего излечивающий. А в домашнем бюджете — заметная прореха.

Один знакомый рассказал мне историю: пока он на что-то отвлекся в другой комнате, к его старенькой бабушке пришли две женщины, сказали, что из социальной службы. Соцработники, и правда, захаживают к бабушке часто, поэтому внук не придал этому значения, пока не услышал какие-то странные разговоры о кардиотаблетках, которые в Москве продаются якобы за сто тысяч рублей, а специально для бабушки будут стоить «всего тридцать тысяч».

«Социальные торговки» свернули свою лавочку, как только внук — парень внушительных габаритов — вошел в комнату. Они пролепетали, что бабушке такие таблетки, скорее всего, не подойдут, и тут же вылетели из квартиры.

— У них при себе было какое-то удостоверение, — рассказал мой знакомый. — Причем они знали имя и возраст бабушки. Вот что особенно неприятно.

Действительно, подтверждает Ренат Николаев, подготовленные мошенники часто располагают не только психологическими навыками внушения, но и именной, и адресной базой социальных служб. Перекупают ее у хакеров, а иногда и просто находят… в свободном доступе в Интернете. Вычислить, кто «выкинул» туда конфиденциальную информацию, практически не представляется возможным.

— Мы советуем всем горожанам, к кому пришли в дом работники соцслужбы, сразу же отзваниваться нам и уточнять, работает ли у нас такой сотрудник, — говорит по этому поводу Светлана Малахова, заместитель директора центра по предоставлению социально-бытовых услуг. — Информацию с телефонами мы распространяем в СМИ.

И люди звонят довольно часто. Например, буквально вчера немолодая тюменка разоблачила самозванку, которая пыталась продать ей слуховой аппарат под эгидой социальной помощи (вроде как с большой скидкой). Пока бабушка перепроверяла фамилию благодетельницы по телефону социального центра, ту как ветром сдуло.

Повысившаяся активность и бдительность граждан сказались и на полицейской статистике. Последнее время, говорит Ренат Николаев, подобные виды мошенничества фиксируются все реже. Последний громкий случай был еще в прошлом году. Задержали группу женщин, которые промышляли воровством в квартирах, втираясь в доверие хозяев.

— Однако о многих фактах пострадавшие могут просто не сообщать, — предполагает капитан полиции. — Например, если потеря не такая серьезная. Украли, скажем, телефон с коридорной тумбочки или небольшую сумму денег, которая лежала тут же.

Кому-то лень писать заявления, а кому-то стыдно признаваться в своем простодушии.

Хотя обмануть, кажется, сегодня могут любого — даже человека, до зубов вооруженного полезными наставлениями и знаниями. Потому что фантазия злоумышленников неиссякаема, да и сюжеты для нечестных игр им подкидывает наш нынешний уклад жизни.

Наверное, все уже заметили, что регулярно у наших подъездов появляются объявления от имени управляющих компаний или неких «частников», что в такое-то время и в такой-то день все жители дома обязаны предоставить доступ к своим квартирам — для проверки сетей отопления, водоснабжения и прочего.

Мы все еще уверены, что если в нашу дверь или домофон звонят, то мы, почему-то, должны открыть. Не обязательно спускать собак на всех без разбору визитеров. Можно просто подстраховаться, позвонить по тем же телефонам социального центра 20-62-91, 40-97-94, 40-97-63. Или в управляющую компанию. И, если там вашего гостя не опознают, то тогда уже — в «02».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта