Школьные часы и голос эпохи
Различные аспекты Сталинградской битвы, 70-летний юбилей которой отмечается в эти дни, были представлены вчера на заседании «круглого стола» в институте гуманитарных исследований ТГУ.
В рамках проекта «Историческая память», представленного региональной организацией партии «Единая Россия», докладчики и выступавшие попытались ответить на вопрос: будет ли Сталинградская битва уроком Победы для наших детей? Или, как удачно перефразировала тему совершенно юная студентка, станут ли столь же заинтересованно отмечать в России, скажем, столетнюю годовщину этой битвы? А учитель истории из Ишима говорил о сложностях преподавания темы Великой Отечественной войны. С одной стороны, по причине малого количества часов, отведенных программой для этой цели. А с другой, в связи с тем, что живые носители этой истории уже находятся в весьма преклонном возрасте.
Естественно, представители ветеранских организаций говорили о необходимости «добавить учебных часов для преподавания именно этого раздела истории». Хотя, думается, решение не только в продолжительности учебного курса.
В архивах, обычных и электронных, хранится огромное количество документов о войне. Их хватит на целое столетие.
Вопрос: как привить сегодняшним и завтрашним молодым вкус к работе с этими документами? Как научить понимать язык суровых, порой сдержанных, а порой трагических текстов? Уже замечено, что SMS-поколение не очень любит читать. Не всегда готово воспринять сложный текст, да еще столь специфический, написанный языком военных приказов и рапортов.
В этих документах, в их ритмах и терминах до сих пор хранится воздух эпохи, трагедию и триумф которой мы хотели бы донести и до следующих поколений.
Как мне показалось после разговора с молодым ишимским историком Константином Ивановым, он именно так понимает задачу своих «уроков Победы», которые проводит в классе.