X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

И опять учимся на своих ошибках

Стандартный ответ, который приходится слышать страховым агентам от потенциальных клиентов: «Мы сами о себе как-нибудь позаботимся!»

Словосочетание «как-нибудь» в этой фразе ключевое. На поверку выходит, что заботу о себе и своем имуществе люди откладывают в дальний ящик.

Слышала, что в психологии есть такое понятие — отложенный страх. Это когда человек живет в относительно комфортных условиях и напрочь забывает о том, что жизнь-то не стоит на месте. Наш комфорт может быть неожиданно нарушен всем, чем угодно, начиная от досадной протечки в ванной и заканчивая… взрывом бытового газа в соседней квартире.

Вот когда станет по-настоящему страшно, мы заставим заботиться о себе кого угодно: управляющую компанию, правоохранительные органы, представителей власти. Ну, ведь они обязаны! Они должны!

А собственно, почему?

— Подобный менталитет, наверное, сохранился еще с советских времен, когда считалось, что государство в обязательном порядке должно нам то-то и то-то, -предполагает директор тюменского филиала страховой компании «Югория» Ольга Чагина. — Существуют, конечно, ситуации, когда, и правда, государству предстоит нам помочь в соответствии с законом. Но и о своей собственной ответственности забывать не стоит!

Ольга Анатольевна говорит, что на Западе люди уже давно научились заботиться о себе сами. Во многих странах власти не предоставляют гражданам никаких субсидий. Хочешь-не хочешь, а приходится выкручиваться самостоятельно. Например, на покупку жилья брать кредит в банке. Почти как у нас — но! Ни один здравомыслящий западный банкир не одобрит кредит, пока не убедится, что заемщик застрахован «от и до».

— Сейчас у нас уже тоже есть что-то подобное, — продолжает Ольга Чагина. — При оформлении ипотеки банки обязывают своего клиента застраховать приобретаемое жилье на сумму, указанную в договоре купли-продажи. И знаете, многие потом приходят в банк и говорят «спасибо» за эту предосторожность. Это в тех случаях, когда приходится воспользоваться страховкой.

Помнится, когда по центральной части России пронеслась череда страшных пожаров (в условиях жары и засухи горели не только леса и частный сектор, но и городские квартиры), в правительстве страны заговорили об обязательном страховании жилья. Но разговоры эти угасли быстрее, чем удалось потушить последний островок пламени. Видимо, опять отложили свой страх куда подальше. До лучших, то есть — худших времен.

— Почему страховка автомобилей в России — на первом месте? — спрашивает моя собеседница. И сама же отвечает:

— Потому что риски, связанные с транспортом, люди видят ежедневно. Это аварии. Если не ты спровоцируешь ДТП, то врезаться могут в тебя.

Поэтому холят и лелеют граждане свои автомобили. В тех случаях, когда дело связано с кредитом, на этом опять-таки настаивают банки. Но многие страхуют свой транспорт «вкруговую» (КАСКО) и по личной инициативе.

Что же выходит — машина для нас дороже жилья? Не стыкуется как-то. Ведь копим-то на свою отдельную жилплощадь годами, откладываем каждую копейку, во всем себе отказываем. А потом, когда дождались, — гори оно все синим пламенем?

— Один из аргументов тех, кто отказывается страховать свое жилье, — это недостаток средств, — рассказывает Ольга Чагина. — Объясняют как раз тем, что сильно потратились на покупку квартиры.

Дороговизна страховки — одна из самых распространенных причин откладывания ее на призрачное будущее. Я попросила Ольгу Анатольевну обсчитать среднюю квартиру. Скажем, небольшую двухкомнатную или просторную однокомнатную, стоимостью два миллиона рублей. В пакет услуг входит страхование самой коробки (стены квартиры), внутренней отделки, общегражданской ответственности (это когда залили не вас, а вы соседа). На все про все уйдет в год три тысячи 200 рублей.

— Мы не замечаем, как тратим эти деньги на какую-нибудь ерунду, — разводит руками Ольга Анатольевна. — За два или три дня. Почему-то людям невыносима даже мысль о том, что придется выложить эту сумму одномоментно. Но ведь и в страховых компаниях существует рассрочка.

Специалисты говорят, что такая позиция — из-за отсутствия страховой культуры в обществе. Прививать ее пытаются все те же страховые агенты, но мы привыкли воспринимать их как навязчивых коммивояжеров, которые только и хотят, что навязать свой товар.

— Да, наши сотрудники ходят по дачным поселкам, заходят и в многоэтажные дома, — говорит Чагина. — А как иначе донести до человека информацию, которая ему необходима? Я слышала, что некоторые фирмы даже пытались через управляющую компанию включить страховку жилья в квартплату. Тогда, конечно, разгорелся скандал — это же незаконно!

По закону, страховка — дело добровольное. Интересен тот факт, что платить за нее готовы люди с достатком выше среднего, которые, случись что с их жильем, и без страховки смогут подняться на ноги. А тот, кто, потеряв с трудом нажитую квартиру, останется в буквальном смысле на улице, как раз и не задумывается о рисках.

Может, не помнят старого анекдота про то, что «мы не такие богатые, чтобы покупать дешевые вещи».

Чаще всего убедить людей в том, что несколько тысяч рублей в год — это копейки по сравнению с возможными потерями, удается в тех районах, где произошло чрезвычайное происшествие. Например, сгорел у кого-то дом. Агенты обходят все дома и квартиры в округе и показывают на эту беду пальцем. Срабатывает: люди заключают договоры.

Количество звонков в страховые компании резко увеличивается, когда практически на глазах происходит какая-нибудь трагедия. Так было после крушения самолета у поселка Горьковка. Люди в массовом порядке кинулись страховать свои жизни.

Страховка жизни, уточняет моя собеседница, стоит еще на ступень ниже страховки жилья.

Смотрите-ка — оказывается мы действительно безумно богатые. Разбрасываемся такими драгоценными вещами, как собственная жизнь!

***
фото: Взрыв бытового газа в доме на Лесобазе. Что еще должно случиться, чтобы нам стало по-настоящему страшно?

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта