Мечеть опустилась из облаков
Если хотите сверить время, то сверяйте его по часам, которые висят в Тюменской соборной мечети. Они — одни из самых точных в городе.
Потому что время здесь ценится на вес золота. Важна, в буквальном смысле, каждая секунда — изо дня в день время молитвы сдвигается назад или вперед (в зависимости от сезона) на минуту или несколько. Если не успеешь к коллективному намазу, то не заработаешь 27 савабов.
— Саваб — это награда за благие дела, — объясняет муфтий духовного управления мусульман Тюменской области, имам соборной мечети Галимзян-Хазрат Бикмуллин. — В исламе коллективная молитва ценится больше, чем совершаемая в одиночестве. Поэтому и савабов за нее больше…
Думал ли Галимзян-Хазрат о савабе для себя, когда в начале 90-х годов решил построить мечеть на пустыре в поселке Парфеново? Говорит, что думал больше о тех бабаях (в переводе с татарского — дедах), которые собирались на намаз в маленьком молельном доме. Больших мечетей на тот момент в Тюмени (да и в большинстве других российских городов) не было — те, что строились еще до революции, в советские времена либо стерли с лица земли, либо приспособили под иные нужды.
— Кстати, одна такая переделанная мечеть как раз и была неподалеку от того места, где теперь стоит соборная, — рассказывает муфтий. — Ее отдали под столовую для детского интерната.
Позже интернат переехал в поселок Тарманы, а участок этот (около 20 соток) передали под строительство новой мечети. Решился один вопрос: с землей, но появились другие. В каком стиле строить? Кто будет готовить проект? И, самое главное, откуда на все это взять деньги?
В какой-то момент даже появились сомнения — а удастся ли вообще эта затея?
Но одному из бабаев, который взялся поддерживать Галимзяна-Хазрата во всех его начинаниях, вдруг приснился сон, что на пустырь, отведенный под стройку, с небес — из облаков — опускается красивая белоснежная мечеть. После этого все сомнения отпали сами собой. Мечеть стали строить на пожертвования.
— За один только год мы собрали 57 тысяч рублей, — вспоминает Галимзян Бикмуллин. — Это были огромные деньги, если учесть, что машину песка можно было купить за десять рублей, щебня — за пятнадцать.
В это же время мечеть строилась и в Бугульме (Республика Татарстан), оттуда к нам пригласили архитектора и инженера, которые начертили проект тюменской соборной. Решили остановиться на чем-то среднем между стариной и современностью. Муфтий объясняет: побоялся, что трудно будет найти умельцев, которые смогли бы стилизовать здание под старые азиатские мечети.
— Там же и купола особой формы, и мозаика сложная, — говорит он. — Конечно, хотелось бы что-то подобное, но мы исходили из своих возможностей.
Стройматериалы помогали таскать старики, каждое утро приходили на строительную площадку, надевали рукавицы — и за дело.
А вот пригнать сюда технику было огромной проблемой. Подъемный кран — так тот вообще был большущим дефицитом. Приходилось обивать пороги директоров строительных фирм. И они шли навстречу. Кто-то грузовик отправит, кто-то — тот же подъемный кран.
Металлический купол соорудили работники «Сибкомплектмонтажа». Они как раз сидели без заказов, так что за этот взялись с воодушевлением.
— А минарет строили специалисты из Екатеринбурга. Там технология специальная, поэтому нужны были знающие люди, — рассказывает Бикмуллин.
Высота минарета (с учетом полумесяца) — 37 с половиной метров. Пока мы беседовали с муфтием, фотокорреспондент Галя Безбородова попросилась подняться на верхнюю площадку — вид оттуда на заречную часть города просто роскошный.
Хотя сами служители мечети поднимаются туда не часто. Перед открытием мечети Бикмуллин съездил в Объединенные Арабские Эмираты, купил микрофон и динамики, которые установлены сейчас и снаружи здания (на минарете в том числе), и в женском зале. Так что азан (призыв на молитву) и проповедь имам читает прямо в микрофон, со своего мимбара (трибуны).
… Окончательно завершить строительство мечети удалось только в 1997 году. Только жаль, что не получилось сделать стены такими же белыми, как во сне бабая. Потому что белого цемента нигде не нашли, и стены вышли сероватыми. А сейчас они отливают золотом.
— Это мы два года назад облицовку обновили — привезли из Дербента плиты из белого и желтого песка, — объясняет муфтий. -Мраморные или гранитные плиты стоят очень дорого, а эти и доступны, и красивы. Прихожанам тоже нравится!
В 90-е годы их, прихожан, было совсем немного. Те, кто принимал участие в строительстве, даже высказывали сомнения: а нужна ли им такая большая мечеть, если в нее будут ходить только пенсионеры? Да, тогда религия считалась исключительно их уделом. У молодежи были совсем другие интересы. Только Галимзян Бикмуллин этого скепсиса не разделял. Сказал: будет мечеть, и люди потянутся!
И угадал — сейчас на пятничный намаз и на праздники здесь собирается до двух тысяч человек. В большинстве своем люди молодые.
— Вот теперь надо как-то расширяться, — говорит муфтий. — Мужской зал у нас рассчитан на 500 человек, женский — и того меньше. Хотим хотя бы навес на улице установить, чтобы можно было под ним стелить ковры. При современных технологиях это легко сделать.
***
фото: