Урок музыки? Или урок мудрости?
Кто не знает, как трудно оставаться собой, когда тебя оценивают, и от этой оценки многое зависит? Когда сам волнуешься, а надо успокаивать других.
Тебя ненароком подводят, а ни обидеться, ни рассердиться ты не вправе. Наверное, это возможно только когда хорошо понимаешь, кто для тебя главный экзаменатор, арбитр, председатель большого жюри.
— А будет очень сложно? — спрашивали семиклассники свою учительницу перед открытым уроком, видя, что в классе на задних партах сидят какие-то серьезные незнакомые люди.
— Нет, конечно, вы же у меня умные! — улыбалась Оксана Анатольевна Хрущева. Только голос слегка выдавал ее волнение.
Дети заходили в класс — нарядные, в белых рубашечках, черных юбочках и брюках (все правильно, ответственный момент), — выкладывали на парты тетради и ручки и тут же подходили к учителю. То ли поддержать, то ли почувствовать ее поддержку.
— А ты не по форме одет, — сделал кто-то из ребят замечание мальчику, единственному пришедшему не в белой рубашке.
Парнишка, оглядев класс, сник. Хотя мало ли что могло помешать подростку выполнить просьбу учителя? Возможно, перед выходом в школу он посадил на парадную рубашку пятно? И мучился в сомнениях, — идти или прогулять урок?
— Ничего страшного, — сняла напряженность Оксана Анатольевна. — Ты у нас всегда красивый!
И вот мальчик, который мог бы почувствовать себя белой вороной, непринужденно общается с одноклассниками, увлеченно что-то обсуждает.
А потом, на уроке, он будет чаще других поднимать руку и пойдет отвечать к доске. И гости увидят, что он заикается. Наверное, Оксана Анатольевна могла бы дать слово другому ученику. Ведь такие показательные уроки всегда рассчитаны по минутам, и не каждый учитель решится сбить заданный темп. А она ни разу не перебила ученика и не подтолкнула: мол, отвечай быстрее.
… Вообще-то, начать эту заметку об участнике областного конкурса «Учитель года-2013» я хотела с впечатления о самом уроке. Именно он подвергается строгой оценке жюри — по двенадцати параметрам.
За академический час педагогу надо продемонстрировать и глубину преподаваемого материала, и формирование для учеников целостной картины мира, и использование современных образовательных технологий. А еще — оригинальность содержания, раскрытие темы, коммуникативную культуру и многое другое.
Но не специалисту трудно оценить все это. Да еще на уроке музыки! А если тема этого урока — «Суд над музыкальным и образам и мюзикла «Нотр Дам де Пари»… Здесь было все — и непосредственно музыка, и литература (класс показал прекрасное знание романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», по мотивам которого создан мюзикл), и история.
Но главное, мне кажется, это был урок человеческих взаимоотношений. Здорово, когда через музыку ребенок узнает, что любовь бывает разной — как бескорыстной и возвышенной, так и (какой парадокс!) низменной, толкающей на преступление и подлость. И что убийцы бывают разные — не только те, кто собственноручно вонзает нож в спину или толкает человека на эшафот, но и те, кто своим равнодушием и бездействием не мешает совершать преступление.
Ценно то, что все это не Оксана Анатольевна рассказывала детям, а так сумела построить урок, что дети сами объясняли ей суть давних событий и поступков.
— Я бы могла провести занятие с учениками младших классов, -сказала мне перед началом урока Оксана Хрущева. — Это всегда лес рук, они очень активные, отзывчивые. Старшие еще подумают, а стоит ли отвечать, а не попадешь ли впросак? Но мне интересно со старшеклассниками. Они иногда такие философские замечания делают, что, честное слово, не каждый взрослый до этого додумается!
Во время урока я поняла, о чем она говорит. Учитель дала задание: провести суд над двумя персонажами мюзикла — аббатом Фролло, преследовавшим своими домогательствами красавицу Эсмеральду и, в конечном итоге, отправившим ее на казнь, и бывшим женихом девушки — капитаном Фебом, не сделавшим ничего, чтобы спасти ей жизнь.
Одна команда должна была выступить в роли прокурора, другая — адвоката. Адвокаты не стали защищать ни аббата, ни капитана. Не нашли смягчающих их вину обстоятельств. И проиграли — получили оценку на балл ниже соперников.
С педагогической точки зрения, все правильно — взялся за гуж, не говори, что не дюж. Защитник обязан защищать. Но, мне кажется, семиклассники просто не захотели искать оправдание подлости и равнодушию. А значит, суть этого урока учитель донес до них правильно.
***
фото: Оксана Хрущева, учитель музыки школы N 4.