Бизнес алкоголем не лечат
Претензии предпринимателей выдвинуты серьезные. Обвинения кажутся обоснованными, хотя и несколько односторонними. Чтобы узнать мнение другой стороны, мы попросили прокомментировать ситуацию Елену Еремину, директора департамента потребительского рынка администрации города Тюмени.
— В городе действуют 277 нестационарных торговых объектов с ассортиментным назначением «продукты и напитки». Из них 150 располагается по утвержденной схеме и 119 не вошли в нее по различным причинам.
В более чем половине этих мест реализуется продукция с нарушением федерального закона, то есть продается алкоголь и продолжает продаваться пиво. На пиво лицензия не требуется, и дополнительных затрат хозяйствующий субъект не несет. А на право продажи алкогольной продукции юридическим лицом приобретается лицензия. В Тюмени осталось лишь 18 лицензий, которые не прекратили свое действие во временных объектах и могут быть перенесены на другой, капитальный, объект.
Другое дело — продукция, которая там реализуется. Если она контрафактная, то изымается органами полиции, а предпринимателям напоминают, что они работают с нарушениями федерального закона и не платят государственный лицензионный налог. Поэтому о попрании чьих-либо законных прав и интересов речи не идет.
— Что такое вообще нестационарные торговые объекты? И почему сложилось так, что торгуют они, в основном, пивом?
— Согласно федеральному закону к нестационарным объектам относятся временные торговые сооружения, не связанные прочно фундаментом и инженерными коммуникациями с землей. Кроме того, их признаками являются отсутствие разрешения на строительство на данном земельном участке и отсутствие акта ввода завершенного объекта в эксплуатацию. Почему в них реализуется алкоголь? Просто потому, что если он льется из «левого крана», то он более дешевый. А ценник на него устанавливается такой же, как и на лицензионную продукцию, с которой уплачены налоги, заработная плата, страховые, пенсионные и другие социальные выплаты. Это -черный рынок, у него — своя прибыль и популярность.
Действие федерального закона позволит решить проблему контрафакта, прекратив деятельность подобного рода торговых точек.
— Предприниматели сравнивают наступившие времена с «сухим законом»…
— В Тюмени — очень высокая степень оснащенности торговыми площадями в капитальных зданиях и сооружениях. Нормативные показатели в среднем по городу выполнены на 156%. Норматив этот равен 788 квадратным метрам на тысячу жителей только торговых площадей, не считая вспомогательных. Это один из самых высоких показателей в стране.
На мой взгляд, в ряду «хлеб, водка, селедка», вторая позиция не является жизненно необходимой. Государство заботится, чтобы общество росло здоровым. И подобный федеральный закон — не единственный воин в этом поле.
Надо понимать, что на содержание нестационарных торговых объектов не требуется больших затрат. Данный вид бизнеса является высокодоходным, очень быстро наступает его окупаемость, после чего человек работает на чистую прибыль. За два-три года можно накопить средства на приобретение или хотя бы аренду капитального сооружения.
Работа во временных сооружениях только start-up, то есть начало бизнеса, но это не должно быть единственным. Конечно, есть услуги, которые востребованы, в основном, во временных сооружениях. Например, киоски, где продают прессу или мороженое. Заставлять город павильонами «Продукты» -это не работает на интересы тюменцев, а будет только захламлять город. Ведь есть еще крупные супермаркеты, сетевые дискаунтеры, магазины шаговой доступности…
90-е годы прошли, город развивается в сторону «миллионника», мы идем к комфортной среде — и услуга торговли доступна каждому тюменцу в радиусе трехсот метров. Есть единицы «полюсов холода», где жители до стационарного объекта должны пройти более пятисот метров. Тюменцу доступно практически все.
— Страна у нас большая, да и регион немаленький. Кто и как должен пресекать нарушения?
— Контроль за исполнением закона в компетенции органа внутренних дел. В органы местного самоуправления или полиции пишут жители, ТОСы, приносят коллективные жалобы. В наш департамент ежедневно поступают обращения депутатов по наказам ТОСов, чтобы была прекращена и круглосуточная торговля, и торговля в нестационарном объекте. Специалисты департамента обязаны выехать на место, зафиксировать факт и направить информацию в полицию. Запросить лицензию, товарную накладную, установить цену товара могут только полицейские. Если они обнаружат нарушения — продукция изымается, а материалы направляются в суд.
— А не перегибают ли проверяющие палку? Может, их старания чрезмерны?
— Наши специалисты проверками не занимаются. Это компетенция органов полиции. И все конфликтные ситуации в таком случае решает суд.
Закон вступил в полную силу, и его надо исполнять. Если он не исполняется — следует наказание. С начала 2013 года изъято более четырех тысяч литров контрафактной алкогольной продукции, составлено 143 протокола о правонарушениях, в том числе 33 — по факту продажи алкогольной и табачной продукции несовершеннолетним.
Конечно, пешеход, переходящий улицу не в том месте, может жаловаться, что его остановили. Но остановили-то верно. Жалуйся — не жалуйся, мы живем в правовом государстве. Повторюсь, законопослушный легальный бизнес так себя не ведет. Он работает, вступает в диалог с властью, платит налоги и социальные выплаты.
— Предположим, предприниматель закупил товар на несколько лет вперед, а тут — запрет этим видом продукции торговать. Как быть? Насколько внезапными были эти изменения?
— Что ограничения вступят в силу, стало точно известно еще в июле 2011 года, но говорилось об этом еще в ноябре 2010-го. То есть вступление закона в силу не стало неожиданностью. Законодатель просто отсрочил вступление отдельных статей документа, оно осуществлялось поэтапно.
С января 2013 года, например, вступил в силу полный запрет на реализацию пива в нестационарных торговых объектах, а запрет на продажу там алкогольной продукции наступил еще в 2011-м. У предпринимателей было полтора года, чтобы изменить направление своей деятельности, переориентировать лицензию, переоформить документы. Многие так и сделали. Летом 2012 года, например, таких лицензиатов было 38. Возможно, те, кто никаких шагов не предпринял, надеялись еще на какие-то отсрочки. Но, так или иначе, время у них было. И возможности -тоже.
— Можно ли считать, что принятые изменения ухудшают положение малого бизнеса?
— Может ли строгое соблюдение правил ухудшить положение? Я сторонник легального чистого бизнеса и не могу комментировать то, что происходит вне закона. О какой части предпринимательства идет речь? О той здоровой, которая работает с акцией «Покупаем тюменское», реализует свежайшую продукцию селян, организует собственные производства, открывает свои ателье, кафе, закусочные, безалкогольные кофейни? Она настойчиво продолжает работать, приобретать франшизы, субсидии, двигает и развивает свой бизнес.
Известная фраза Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» актуальна и сейчас. Те, кто работает в рамках закона — не кричат, что трудно. Если есть вопросы -спрашивают: «Как будем действовать, что надо предпринять?». И выход находится.
А если говорить о той части бизнеса, которая работает вне налога, вне лицензии, на контрафакте — их трудности надо обсуждать в органах внутренних дел. И претензии им надо предъявлять, прежде всего, к самим себе.
ПИСЬМО РЕДАКТОРУ И НЕ ТОЛЬКО ЕМУ
С начала года вступил в силу запрет на торговлю пивом в нестационарных объектах.
Насколько данное решение улучшит ситуацию с пьянством в стране, пока неясно, но владельцам продуктовых киосков и торговых павильонов придется сворачивать свой бизнес. Доход от торговли пивом и сопутствующими товарами, не считая алкогольной продукции, в нестационарных торговых объектах составляет от 30 до 40%.
Полиция регулярно проводит рейды против нерадивых предпринимателей, и у тех, кто не исполнил требования законодательства, изымается вся алкогольная продукция.
Существует телефон для бдительных граждан. Но, что интересно, самыми бдительными оказались специалисты департамента потребительского рынка администрации Тюмени. Не жалея рабочего времени и сил, они посетили все продуктовые киоски, сфотографировав спиртное на полках, и передали материалы в полицию, подкрепив их своими заявлениями.
В чем причина такого усердия? В рамках каких полномочий осуществляются эти действия? Понятно, нация спивается, нужно срочно что-то делать и, как известно, когда нужно найти виноватого, его находят. Самое простое — бороться путем запретов, но самое ли это эффективное? Мы это уже проходили.
Сейчас решили, что продажа в киосках пива и алкоголя — это плохо. Следом за ними, вероятно, виноватыми станут магазины шаговой доступности. И в общем хоре голосов чиновников и депутатов, радеющих за здоровье нации, никто не слышит (или не хочет слышать) голос предпринимателей о том, что вся реализуемая продукция приобретена законным способом и имеет необходимую сопроводительную документацию. Что государство разрешило данный вид деятельности, выдав лицензии (каждая стоит 200 тысяч рублей), которые никто не отменял — как никто и не компенсировал затраты.
Почему вновь принятые изменения в законодательство не только ухудшают положение малого бизнеса, но и не предоставляют необходимого переходного периода для реализации остатков и возврата потраченных денег?
Получается какое-то избирательное право: сначала выдали лицензии всем желающим, собрав немалые финансовые средства, а потом просто взяли и запретили работать. А людей, которые пытались выжить и прокормить свои семьи, задавили проверками, оставив без средств к существованию.
Почему бы названному департаменту вместо «полевой работы» не озаботиться проблемой легитимности действующих лицензий в совокупности с действующим запретительным законом -и дать соответствующие разъяснения предпринимателям?
Владимир Панов, президент Ассоциации малых и микропредприятий в сфере торговли
***
фото: Такой витрины в киосках уже быть не должно.