Спорт на грани жизни и смерти
Эта новость облетела все СМИ: 29 января во время матча погиб молодой спортсмен, вратарь любительской команды по хоккею. У него остались жена и маленький ребенок.
Многие горожане задались тогда вопросом: можно ли было человеку, четыре года назад перенесшему инфаркт, снова выходить на лед?
— Чтобы участвовать в соревнованиях, спортсмены-любители должны иметь справку-допуск, — рассказывает главный врач областного врачебно-физкультурного диспансера Владимир Семенов. — Была она и у Эдуарда Павлова, вот только выдали ему ее… в перинатальном центре. Там, где роды принимают.
… Существует приказ Минздрава РФ N 613 «О подтверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий». В нем написано, что спортсмены могут быть допущены к участию в массовых спортивных мероприятиях (а любительские чемпионаты относятся именно к этой категории) только в том случае, если их здоровье подтвердил медик, имеющий соответствующие полномочия. Это может быть — первый вариант — терапевт из поликлиники по месту жительства. Второй вариант — терапевт из профильного лечебно-профилактического учреждения, но только в том случае, если он работает при врачебно-спортивном кабинете. И третий вариант — добро должны дать во врачебно-физкультурном диспансере.
Но так ситуация выглядит в идеале. По словам Владимира Семенова, в реальной жизни организаторы всевозможных массовых спортивных мероприятий часто ищут возможность обойти правила Минздрава. И находят. Например, составляя положение о соревнованиях, пишут: спортсмен может быть допущен при наличии справки из лечебно-профилактического учреждения. Такая строчка и дает возможность тем, кто по каким-то причинам не желает проходить медосмотр по правилам, принести бумажку от любого доктора, который согласится ее дать.
— Кто-то так пытается сэкономить время, хотя у нас в диспансере вся проверка займет от силы полтора часа, — поясняет Владимир Семенов. — Но чаще люди осознанно стремятся увильнуть от полноценного осмотра. Боятся что врачи забракуют, не допустят до игры. Возможно, что один из таких эпизодов как раз и обернулся летальным исходом.
… Спортсмен пошел не к тому врачу, а врач выдал ему справку, на что не имел права. Но это еще не все нарушения.
— Если бы я был главным врачом этих соревнований, я бы такую справку ни в коем случае не принял, — говорит Семенов. — Ведь ответственность за здоровье участников несут организаторы! И медик, выписавший бумагу, тоже не останется в стороне — на первом месте ответственность должностных лиц. К нам ведь тоже иногда приходят: мол, помнишь, мы с тобой вместе учились… у нас в команде двадцать человек: один бизнесмен, второй в командировку уехал, не мог бы ты. Врач должен четко понимать: пусть даже в девяноста девяти случаях из ста ничего дурного из-за липовой справки не произойдет, всегда остается шанс получить проблемы. А тогда придется нести моральную, юридическую и финансовую ответственность за свой поступок. Думаю, в перинатальном центре по этому поводу непременно будет «разбор полетов».
… По статистике, в мировом профессиональном спорте случается один летальный исход на 40 тысяч человеко-часов. А в любительском спорте — в шесть раз реже. Но ведь мужчина, имеющий проблемы с сердцем, может вовсе не играть в хоккей. И умереть дома, двигая шкаф.
— Спортсмены тоже не роботы. Внутри любой команды существуют какие-то межличностные отношения, — говорит Владимир Семенов. — Но заниматься нужно под контролем медиков! А мы не можем обязать спортсменов-любителей проходить углубленный медосмотр дважды в год, как это делают профессионалы. Они нам не подчиняются. А потом приходится смотреть в глаза их вдовам и сиротам.
***
фото: Хоккей — это риск и отвага, но всегда ли они оправданны?;Эдуард Павлов — здесь живой и в хоккейной форме.