Жизнь после зоны
У большей части «вольного» населения разговоры о правах заключенных вызывают только раздражение и агрессию. Дескать, заботиться больше не о ком, кроме как о ворах, наркоманах, убийцах?
К подобным вопросам члены общественного совета при УФСИН России по Тюменской области давно привыкли. Председатель совета Армен Мкртумян даже придумал по-своему универсальный ответ -емкий и отражающий суть того, чем занимаются он и его единомышленники.
— Мы заботимся о заключенных, чтобы потом, когда освободятся, они не «позаботились» о нас, -сказал на прошедшей в понедельник пресс-конференции Армен Робикович.
Вполне обоснованная и понятная для обывателя позиция. Ни для кого, наверное, не секрет, что рецидивная преступность в нашей стране процветает за счет того, что общество не готово принять в свои ряды людей, освободившихся из мест лишения свободы. Справка об освобождении — тот же «волчий билет». На работу (а это едва ли не первая ступень становления бывшего заключенного на новом жизненном пути) с таким документом берут с явной неохотой. Если вообще берут.
— Рабочие места, которые нам удается подыскать для бывших осужденных, не престижные и не высокооплачиваемые, — признает Мкртумян. — Грузчик, уборщица, разнорабочий… Необходимо донести до человека, что все начинается с малого.
Те, кто действительно готов менять свою жизнь к лучшему, хватаются и за это малое. Однако есть среди осужденных и совсем оторванные от реальности. Такие, например, просят представителей общественного совета пристроить их после отсидки куда-нибудь в. «Сургутнефтегаз». Есть среди них и просто шутники, а есть те, которые не осознают, что ждет их по эту сторону забора с колючей проволокой.
За годы работы, говорит Армен Робикович, он научился отличать спекулянтов и заядлых жалобщиков от тех, кто реально нуждается в помощи.
— Хотя помогать стараемся всем. А принимать эту помощь или нет -личный выбор каждого, — говорит он.
Впервые с предложением поддержки и помощи Армен Мкртумян пришел в исправительную колонию в 1994 году в качестве священнослужителя. В 2004-м создал «Ассоциацию тюремных служителей», а в 2007-м стал председателем созданного при УФСИН общественного совета, куда вошли 11 человек. Это представители социальных центров, религиозных конфессий, деятели культуры, чиновники… Люди без предрассудков, которым не зазорно выслушать и попытаться понять человека, от которого отвернулось не только общество, но даже, очень часто, семья.
— А ведь семья — это самое главное в жизни человека, — говорит Армен Мкртумян. — Если восстановить потерянную связь заключенного с близкими людьми, то появится надежда на исправление.
В подтверждение этих слов Марина Старкова (тоже из общественного совета) вспоминает 10-летнего мальчика Диму, который пять лет не видел маму. Их раскидало по казенным домам: маму отправили за решетку, ребенка — в детский дом, потому что других родственников, которые смогли бы его приютить, не нашлось. Может, потому Дима, соскучившийся по родному теплу, так сильно вцепился в мать, когда его привезли к ней на краткосрочное свидание.
— Они не могли оторваться друг от друга. Сердце разрывалось и у нас, и у работников колонии, — рассказывает Марина Старкова. -Зато теперь мы уверены в том, что после освобождения семья восстановится.
Чтобы дети не забывали родителей (и наоборот), общественный совет каждый год организует «Рождественскую елку ангела». У заключенных родителей спрашивают, что бы они хотели пожелать и подарить своим детям. И в заветный день ребята получают эти подарки и теплые слова.
— А на чьи деньги все это делается? — поинтересовались журналисты.
— За несколько лет работы у нас появились постоянные спонсоры и партнеры, — объясняет Армен Мкртумян. — Но бывает и так, что мы просто открываем справочник фирм и обзваниваем их с предложением сделать доброе дело. И знаете, многие соглашаются.
На спонсорские деньги в 2012 году общественный совет организовал в исправительных колониях и СИЗО области около 40 благотворительных концертов и спортивных мероприятий.
Все остальное делается без денег: семинары и лекции, личные приемы, участие в комиссиях, которые оценивают поведение осужденных, решают вопросы об их поощрении или дисциплинарном наказании.
— Представители общественного совета также имеют право голоса на комиссиях, где обсуждается возможность условно-досрочного освобождения заключенного, -добавил начальник отдела по воспитательной работе УФСИН Владимир Тарасов.
Но есть и такие моменты, которые не прописаны ни в одном документе. Например, никто не обязывает членов общественного совета подключать все свои связи и знакомства, чтобы помочь освободившемуся заключенному подыскать работу. Никто не заставляет их звонить матери осужденного, чтобы передать ей, что сын во всем раскаялся и просит у нее не передачу, не денег, а только одного — прощения.
— Силы делать все это появляются, когда ты видишь людей, которые кардинально изменили свою жизнь. А таких — сотни, — сказал мне уже после конференции Армен Робикович. — Главное — это поверить в человека!