Бутафор и тайны кукольного закулисья
Галина Тер-Гаспарян, бутафор тюменского театра кукол, хорошо помнит свою первую поделку — башмаки из папье-маше для спектакля «Снежная королева». Старинные, с загнутыми носками. Увы, они не сохранились — материал недолговечен.
За двадцать лет работы бутафор изготовила столько кукол, что сбилась со счета. Говорит, они все для нее родные.
…В мастерской горит свет. На столе хлопает пушистыми ресничками Дюймовочка, с потолка свисает Масяня. В центре комнаты -изготовленная из папье-маше скульптура Пушкина из спектакля «Руслан и Людмила».
— Спектакль списали, а скульптура осталась. Никому не отдаем. Можно сказать, это единственный мужчина в нашем цехе! — улыбается Галина Георгиевна.
Она устраивается поудобнее и начинает свой рассказ.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ
— Я работала художником в краеведческом музее: рисовала плакаты, оформляла выставки. А потом вышла замуж и переехала в небольшой украинский городок Белая Церковь.
Райский уголок! Кругом живописные виды — сады и реки. А я по Тюмени скучала. Все чаще ловила себя на мысли: хочу в театр! Его как раз в городе и не было.
… В 1989 году Галина Георгиевна вернулась в Тюмень. И сразу пришла в театр кукол — устраиваться на работу.
— Раиса Николаевна Рогачевских — она тогда была директором — хорошо меня приняла. С ней сразу сложились хорошие отношения, — говорит Галина Георгиевна.
Она уверена: театр — одна большая семья. Со своими горестями и радостями, неурядицами и праздниками. В театре остается только тот, кто беззаветно его любит.
ИСКУССТВО БУТАФОРИИ
Бутафор — профессия штучная, ей почти нигде не учат.
— В советские времена было всего два специализированных училища. А меня всему научила бутафор Татьяна Парфенова. Теперь нашим цехом заведует ее младшая сестра, Екатерина Поликарпова… Ведь бутафоры должны быть мастерами на все руки, способными воплотить любые изобразительные фантазии художника.
Сейчас мы готовим кукол для будущего спектакля «Кто сказал мяу», — Галина Георгиевна достает из папки эскизы. — Сбоку от рисунков художник ставит для нас пометки. К примеру, у Петушка «рот открывается», «лапы из проволоки».
Кроме того, художник лепит из пластилина головы кукол. По ним бутафор делает гипсовые отливки, которые помещают на сутки в сушильный шкаф. Когда отливки готовы, можно клеить папье-маше и снова отправлять в шкаф, под воздействие высоких температур… После этого куклу шкурят, красят и отдают конструктору. Он создает тело из поролона и одевает куклу.
Но по-настоящему куклы оживают только во время спектаклей.
— В свое время Алексей Соколов играл царя в спектакле «Иван Царевич и серый волк», — рассказывает Галина Георгиевна. — Я знала, что кукла внутри — пустая. Но актер ставил руку так, что у куклы просматривался изгиб спины. Когда по сюжету у царя воровали яблоки, у него дрожали плечи. Вот это настоящее искусство!
ДОМ КУКОЛ
После спектаклей куклы попадают на склад. Там они и хранятся. Персонажи советских сказок, разбойники и звери живут дружно, не ссорятся.
— Найти бы время да переделать, — мечтательно вздыхает Галина Георгиевна, рассматривая старенькую куклу-кошку. С ней связано много теплых воспоминаний.
— «Кошкин дом» — первый спектакль, который увидел мой сын. Ему тогда исполнилось три года. По сюжету, в начале спектакля котята жалобно поют: « Тетя-тетя Кошка.». Гриша сразу заплакал. Я хотела его увести, а сын сказал: «Мамочка, давай посмотрим. Обещаю, не буду плакать». Так и просидел весь спектакль, зажав рот рукой, — вспоминает моя собеседница.
По ее мнению, театр воспитывает детей. Учит их радоваться и сострадать.
Многое зависит и от родителей.
— Однажды, во время спектакля «Король Олень», я наблюдала, как бабушка и мама по очереди кормили десятилетнего мальчика орешками и сухариками. На сцене — лирические сцены, а он хрустит на весь зал. Представляете? Во мне все кипело! Я подошла к ним после спектакля и спросила: ну что, наелись? Они растерялись, не ожидали такого.
Поэтому в кино, где жуют попкорн, Галина Тер-Гаспарян давно не ходит. Предпочитает театр.
… Галина Георгиевна уверена, сейчас в бутафорском цехе работают настоящие кукольники. Они любят свою профессию. Даже в свободные минуты что-то мастерят. Так, недавно появился талисман — пузатик в золотой шляпе. Если потереть ему животик — приносит удачу.
А у входа в цех, словно в подтверждение, висит табличка с надписью: «Путник, остановись! Здесь исполняются все твои желания».
***
фото: Галина Георгиевна демонстрирует Разбойника;Семеро козлят на складе кукол;Скульптура А.С. Пушкина из папье-маше в бутафорском цехе;Главный герой спектакля «Король Олень».