Антиобщественный транспорт?
День многих горожан — даже тех, кто передвигается не на общественном транспорте, а на личном, — начинается с обсуждения «наглых автобусников». И заканчивается, собственно, тем же.
Кого-то автобус подрезал на повороте, кого-то обогнал по тротуару, кому-то перегородил дорогу, а «безлошадных» зажало дверьми или сильно тряхнуло в салоне. Ладно, если обошлось только испорченным настроением, а то бывают последствия и серьезнее.
За прошлый год в Тюмени зафиксировано 41 ДТП, случившееся по вине водителей общественного транспорта — автобусов или маршрутных такси. В этих авариях пострадали 47 человек. Один погиб. И в наступившем году «общественники» своих прочно занятых позиций тоже не сдают. За неполный месяц совершили уже 5 аварий.
Цифры пугающие — даже на фоне повсеместного дорожного безумия. Хотя, может, мы слишком предвзяты? Если легковой автомобиль проскочит перекресток на «почти еще зеленый» (читай — на красный), это уже мало кто заметит. А автобус -он большой, его видней. Если нарушает, то сразу становится предметом всеобщего осуждения.
Вот и правильно, считают сотрудники автоинспекции. Осуждать надо! А еще надо обязательно наказывать. У инспекторов не всегда это получается, потому как на все автобусы и маршрутки (их около тысячи в городе) патрульных экипажей не хватает — обязательно что-нибудь да укроется от взгляда инспектора.
Горожане могут восполнить этот пробел. Теперь им предлагают не только сетовать по поводу нерадивых водителей автобусов, но и записывать их прегрешения на камеру. Можно на мобильный телефон. Записи предлагают отправлять по электронному адресу 72@gibdd.ru. И лично приносить по адресу: ул. 50 лет Октября, 63/2, каб. 104.
А пока еще видеоролики не заполонили почтовый ящик ГИБДД, мы решили поинтересоваться у наших читателей: почему, по их мнению, водители общественного транспорта так часто нарушают правила движения? И что с этим можно сделать?
Татьяна, продавец:
— Я слышала, что сотрудники ГИБДД вроде как не останавливают автобусы посреди маршрута, чтобы не задерживать движение и пассажиров. Поэтому, наверное, водители общественного транспорта и ведут себя на дорогах так нагло, зная, что ничего им за это не будет. Думаю, что надо ужесточить контроль за автобусами и маршрутками со стороны автоинспекции. Я бы предложила не только штрафовать шофера-нарушителя, но и вообще снимать его в этот день с маршрута. Один раз потеряет заработок за день, зато потом аккуратнее будет.
Алексей Шукшин, директор УПК «Автомобилист»:
— У водителей общественного транспорта есть график, план и… довольно небольшая зарплата. Именно поэтому шоферы и нарушают: гонятся за временем, показателями и рублем. Мало того, что им самим невыгодно стоять в пробке — зарплата шоферов складывается из оклада и процента от проданных билетов, так еще и на работе может быть выговор или взыскание за то, что двигался не по графику. Вот и начинают некоторые обгонять других участников движения, подрезать их, иногда даже выезжать на тротуары. Можно ли что-то с этим сделать? Можно наказывать строже и чаще. Но в один прекрасный день водитель автобуса просто найдет себе другую работу. А где взять другого? Вы не представляете, как сегодня трудно найти водителя автобуса! Работа-то очень тяжелая…
Даша, студентка:
— И почему все так привязались к автобусникам? Наверное, потому что их машины большие и каждое нарушение — как на ладони. А ведь нарушают-то все водители! Хотя бы один раз за поездку, но нарушают, потому что в условиях города по-другому невозможно. И если вдруг каким-то чудесным образом сделать так, чтобы автобусы никогда и ничего не нарушали, они просто встанут на месте и будут стоять — автомобилисты даже не дадут им выехать из остановочного кармана, потому что практически никто не соблюдается правила о приоритете общественного транспорта при движении от остановочного комплекса.
Дмитрий Сиротин, менеджер:
— Я, признаться, никогда не видел, чтобы сотрудники правоохранительных органов останавливали автобусы или маршрутные такси за нарушения ПДД. Как будто у тех, кто перевозит большое количество людей по городу — какие-то другие права или условия поведения на дороге. Словно они неприкосновенны.
А иной раз стоило бы и остановить, и оштрафовать. Я говорю о тех случаях, когда гонясь за выполнением графика работы, водители общественного транспорта стремятся проскочить перекресток на только что загоревшийся красный свет светофора. А если не успевают сделать этого, то останавливаются прямо на переходе, блокируя его. Сколько раз мне и другим людям буквально приходилось выходить на проезжую часть, по которой несутся машины, чтобы обогнуть застрявший на переходе большой автобус.
Бороться с этим, я думаю, можно только одним способом — ловить и выписывать штрафы. Я понимаю, что водители общественного транспорта занимаются важным и нужным делом, но, тем не менее, они такие же участники дорожного движения, как и все остальные.
Ирина Иванова, домохозяйка:
— У меня претензий к автобусам по поводу нарушения правил дорожного движения нет. Может, потому, что они их не так уж часто нарушают. А может, потому, что я сама — не водитель и не вижу этих нарушений. Вот к культуре обслуживания в автобусах у меня вопросы возникают.
Николай Звонков, начальник гаража ПАТП-2:
— Ситуацию на сегодняшних дорогах не сравнить с тем, что было еще 15-20 лет назад — машин стало гораздо больше. Водителям автобусов приходится работать в очень сложных условиях, от этого и все нарушения. Хотя зависит все от каждого конкретного водителя — если он всю жизнь на дороге, на одном и том же автобусе, который он прекрасно знает, то и нарушений меньше. Поэтому решить проблему, наверное, можно только так — на предприятиях создавать комфортные условия, чтобы стрессов было меньше хотя бы там.
Ирина, студентка ТюмГАСУ:
— Как будущий архитектор могу сказать, что для уменьшения нарушений надо менять план города — сокращать количество светофоров, чтобы машины и автобусы могли двигаться более или менее свободно. Как, например, на улице 50 лет Октябре, где со скоростью 50 километров в час можно без проблем пересечь все перекрестки. Но, в принципе, на мой взгляд, общественный транспорт работает нормально.
Александра Николаевна, работающий пенсионер:
— Проблема очень серьезная -я каждое утро и вечер еду на 43-ей маршрутке. Ну почему убрали автобусы?! Народу очень много, водители останавливается на каждой остановке, так что люди только что на головах друг у друга не сидят. А вечером наоборот — пролетают мимо остановок, если видят, что людей нет. И при этом они постоянно разговаривают по телефонам — мы уж и замечания им делали, а они только рукой машут. Как с этим бороться? Знаю, что недовольных много, может быть, кто-то куда звонит, жалуется. Но мне кажется, толку в этом нет.
Анастасия, инженер:
— Потому что все хотят быть самыми первыми, побольше взять пассажиров на остановке и денег больше заработать. Вот и мчатся наперегонки и правила нарушают. Например, у ТЦ «Солнечный» вечером постоянно из левого скоростного ряда автобусы перестраиваются в свой крайний правый ряд. Это и 14-й, и 25-й, и маршрутки.
Или взять 17-й маршрут. По правилам он может поворачивать с Широтной на Федорова из крайнего левого ряда, но ему же очень быстро надо, зачем ждать очередь из автомобилистов? Может и со среднего ряда повернуть.
Как бороться с этим, не знаю. Наверное, только ставить посты ДПС и штрафовать до умопомрачения.
Анатолий Шуваев, зав. кафедрой автомобильных дорог ТюмГАСУ:
— На самом деле водители общественного транспорта находятся в самом невыгодном, по сравнению с другими автомобилистами, положении. Большинство из нас в дороге проводят от силы пару часов, а им работать восемь. В условиях пробок, нечищеных дорог и массового несоблюдения правил участниками движения. Все это негативно сказывается на психологии водителя автобуса. Тут даже опытный занервничает и вольно или невольно начнет нарушать. Но надо учитывать и общее снижение профессионального уровня водителей. Серьезное отношение к работе, бдительность на дороге, общее отношение сильно изменились за последние три десятка лет. Раньше на общественном транспорте работали водители только высшей категории, а сейчас встречаются не только дилетанты, но и вовсе люди без прав.
Чтобы что-то поменять в этой ситуации, увеличение штрафных санкций не поможет. Нужен системный подход. Разрабатывать действенную систему развития транспортной сети города, учитывающую рост транспортных потоков, их наполняемость, направления. Тюмень в этом году уже перешагнула среднеевропейский уровень — 450 автомобилей на тысячу жителей. При этом 70% «личников» едут в машине в одиночку. Простой регулировкой светофорных объектов в такой ситуации ничего не решишь. Надо глубже изучать транспортные потоки, ограничивать движение в центре города, делать больший упор на развитие общественного транспорта. В некоторых странах, например, тем, кто отказывается от поездок по городу на собственных автомобилях в пользу автобусов, предоставляют бесплатный проезд.
***
фото: В главной роли этого «кино» — автобус.;В главной роли этого «кино» — автобус.