X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Кому но Руси жить с ВТО

В компании «Тюменский бройлер» согласны с постулатом Жан-Жака Руссо, что «сельское хозяйство — основа безопасности государства». И считают, что вступление России в ВТО — угроза этой безопасности.

Генеральный директор компании Оксана Величко и руководители еще десятка тюменских предприятий во вторник встретились за «круглым столом», чтобы обсудить, чем угрожает или, наоборот, какие блага несет их бизнесу Всемирная торговая организация?

Заместитель начальника Тюменской таможни Александр Воронов напомнил собравшимся, что ВТО призвана усилить международный товарообмен, что переходный период займет семь лет. За это время постепенно снизятся ввозные пошлины для иностранных производителей, а местные пока успеют перестроиться для работы в новых условиях. В итоге российские потребители смогут покупать импортные товары по ценам ниже сегодняшних, а производители зарабатывать, в том числе, за счет экспорта.

Декларативные заявления бизнесмены слышали не раз. Они вспомнили, что переговоры о вступлении страны в организацию длились 18 лет, кто-то из руководителей сказал, что, возможно, надо было договариваться еще дольше, тогда условия договоров оказались бы выгоднее. А за рубеж никто из них не стремится -сохранить бы свой внутренний рынок!

— Я как производитель мебели вижу для себя два ключевых момента, — сказала генеральный директор компании «Фронталь» Алена Пономарева. — Снизится цена на фурнитуру. Но, с другой стороны, резко возрастет конкуренция!

В компании оптимизируют производство, выбирают поставщиков из соображений экономии, сокращают персонал… Но есть затраты, которые нельзя снизить.

— Каждую зиму себестоимость товаров повышается в два с половиной раза — это расходы на электроэнергию, отопление, элементарную уборку снега! Я согласна конкурировать с иностранцами по качеству, но по этим пунктам мы проиграем, — сказала Алена Пономарева.

Климатические условия ограничивают возможности и сельхозпроизводителей.

— В Европе, в среднем, на три градуса теплее, чем в России. Для производства это очень много! -сказала директор «Тюменского бройлера» Оксана Величко. — Поэтому претендовать мы можем только на внутренний рынок.

Генрих Абрамов, генеральный директор компании «Сибнефтеавтоматика», добавил, что за рубеж не протолкнуться и из-за сложных юридических процедур — в Европе требования к товарам могут меняться каждые три-четыре года. При этом в России практически отсутствуют грамотные специалисты по международному праву.

Галя Безбородова

— В конце 1990-х годов доля экспорта «Сибнефтеавтоматики» составляла 15 процентов, сейчас всего два, но и с ними хлопот достаточно, — говорит Абрамов. — Эти же деньги проще заработать в своей стране.

Хотя и внутренний рынок оказывается под угрозой. По соглашению с ВТО, для обеспечения честной конкуренции ряд отраслей лишается права на государственное субсидирование экспортной деятельности, тогда как у зарубежных производителей оно есть.

— Что вы хотите, если в Голландии, например, испокон веков поддерживали сельское хозяйство! — взял слово доцент кафедры мировой экономики и международного бизнеса ТюмГУ Евгений Черкашов. — И когда они вступали в ВТО, то смогли сохранить эти преимущества. Нам же, поскольку такая практика отсутствовала, льгот не предоставили.

Есть льготы и у мебельщиков -из Китая, Белоруссии. В этой связи местные бизнесмены вынуждены искать иные способы сохранить свои позиции на рынке.

Оксана Величко рассказал об опыте Испании, где разработаны технические регламенты на ввоз оливкового масла — импорт его возможен только в бочках. Соответственно, к потребителю оно попадает под местными брендами.

— В сфере переработки мяса птицы Россия могла бы поставить условие — пускать в производство только охлажденное мясо, — сказала Оксана Александровна. — Во-первых, оно полезнее. Во-вторых, вряд ли охлажденную курятину повезут из Польши.

Для запуска таких защитных механизмов, считает Величко, необходимы объединение производственников в отраслевые ассоциации и активное лоббирование своих интересов на правительственном уровне.

Тюменские власти, в свою очередь, готовы помочь компаниям адаптироваться к новым условиям — предлагают консультационные услуги, организуют рабочие группы для определения необходимых видов помощи для различных отраслей. В частности, весь 2013 год посвятят деревообработке.

Хотя Сергей Шатохин, генеральный директор консультационной компании «ПРЭФИШ», усомнился в том, что не только в Тюменской области, но и в России есть специалисты, способные помочь компаниям. Консалтеры, юристы-международники, бухгалтеры, которые умеют работать в международной системе отчетности, — все это нам надо срочно приобретать в ближайшую пятилетку. А чтобы не зависеть от внешней среды, по мнению Шатохина, надо делать настолько уникальные продукты, в очень тесной нише, чтобы компанию или захотели купить за огромные деньги, или со временем она развилась в большую международную корпорацию.

— В Тюмени, действительно, не так много экспортеров, — решил подвести итог заседания Эдуард Абдуллин, президент Торгово-промышленной палаты Тюменской области. — Но, как мы видим, это не повод успокаиваться и тем предприятиям, что ориентированы на внутренний рынок. В скором времени может кардинально изменится социальный статус всех, сидящих за этим столом. Но, по крайней мере, товары, похоже, станут дешевле…

***
фото: Биржа сырья и цех комбината «Тюменская фанера», одного из немногих тюменских экспортеров: уникальный продукт — залог спокойной жизни и в ВТО.;Биржа сырья и цех комбината «Тюменская фанера», одного из немногих тюменских экспортеров: уникальный продукт — залог спокойной жизни и в ВТО.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта