Красное на черном
«Джанго освобожденный», США, 2012 год. Режиссер Квентин Тарантино. В ролях: Джейми Фокс, Кристоф Вальц, Леонардо Ди Каприо, Самюэль Л. Джексон, Керри Вашингтон.
Перед началом новой картины Тарантино секунд тридцать, наверное, висит надпись «Для зрителей старше 18 лет» — как будто специально, чтобы за это время наивные родители вывели из зала детей. Иначе детки увидели бы не экранизацию «Сказок дядюшки Римуса» или «Хижины дяди Тома», а — среди прочего — оскопление негра, уличные бои с выдавливанием глаз, травлю человека собаками и много чего еще.
Нам, тюменским подросткам, в свое время никто не запрещал смотреть ни «Бешеных псов», ни «Криминальное чтиво». Меня, я помню, в этих фильмах сильно волновало не обилие крови, а значение диалогов и отношений между персонажами. За внешней канвой криминального сюжета скрывается, думал я, нечто более глубокое — не случайны ведь эти пространные разговоры о массаже ступней или цитаты из Библии? Казалось, ответишь себе, что они на самом деле значат, и поймешь, о чем и зачем снят фильм. Позднее умные люди подсказали, что главная тема этого американского режиссера — неотвратимость наказания, жажда мести и того, чтобы «каждому воздалось по делам его».
Новый фильм, на мой взгляд, ничего не добавляет к этой формулировке. В качестве мстителя — освобожденный раб Джанго, ставший помощником «охотника за головами» в исполнении Кристофа Вальца; объекты возмездия — белые плантаторы, что разлучили раба с любимой женой; антураж — Америка второй половины XIX века на излете эпохи рабовладения, в сочетании с саундтреком из современных рэп-композиций и черного-пречерного соула.
Слово «черный» здесь, впрочем, не употребляют. Афроамериканцев называют не иначе, как «ниггер», и, наверное, в Соединенных Штатах это должно быть вроде раздражающего фактора. К тому, что в фильмах Квентина Тарантино кровь не просто льется реками, а фонтанирует из тел жертв — все давно привыкли. Вот и мои разговорчивые соседи по залу почти каждое убийство на экране комментировали: «Ну, что ты хочешь, это же Тарантино!»
Вообще, за такими формулировками и брызгами красной жидкости можно и не заметить, как на протяжении фильма меняется главный герой. Цель — освободить любимую из-под гнета — делает из бывшего раба внутренне свободного человека, который и «белых» начинает учить уму-разуму. Однажды вкусивший свободу, он уже не желает с ней расстаться — это, на мой взгляд, специфическая тема «Джанго освобожденного», отличающая фильм от других, снятых Тарантино. Не случайно и время действия — «за два года до начала гражданской войны».
Впрочем, вряд ли стоит ожидать от этого режиссера какого-то серьезного высказывания на историческую тему. Он так и остается в своей однажды построенной системе координат — пересмешником, синефилом, копирующем мизансцены из любимых вестернов и по-детски наслаждающимся разливающимся кетчупом. А еще, конечно, эстетствующим визуалом: кровь из головы убитого плантатора ну очень красиво ложится на белые цветки хлопка.
Сам Квентин появляется в одной из последних сцен — смешной увалень с детским выражением лица и идиотской улыбочкой. И зритель, наверное, должен в этот момент понять: вся эта кровь, «ниггеры» и рэп — не более чем игра заигравшегося подростка.
***
фото: Джейми Фокс в роли Джанго — первого на Юге ковбоя-афроамериканца;Керри Вашингтон в роле любимой женщины Джанго — Брумхильды.