X

  • 23 Июль
  • 2024 года
  • № 79
  • 5578

Неизвестная война на Востоке

1.

Наверное, никто уже не помнит напевов куплетиста Ильи Набатова, создателя оригинального эстрадного жанра политической сатиры. В середине прошлого века он сочинял куплеты на популярные мотивы, посвящая их событиям мировой политики, разоблачая, обличая и пригвождая.

Например, о том, как наглые американцы рыщут вдоль южных границ СССР, прикрываясь поисками Ноева ковчега на горе Арарат. И автор резал им правду-матку от имени пра-пра-прадеда Ноя.

Другая запомнившаяся мне «сатира» была связана с корейской войной. В ней пелось о «типах с Уолл-стрита», которые, не вняв нашим урокам, «данным всем бандитам», полезли в Корею. Отдельные «типы» назывались поименно: президент Гарри Трумэн, генерал Дуглас Макартур… Герой Второй мировой войны на Тихоокеанском театре военных действий предупреждался в куплетах особо: «…О Корее ты лучше забудь, на победный конец не рассчитывай.»

Естественно, что и я, в свои тринадцать лет, разделял справедливое возмущение «всего прогрессивного человечества» агрессивной политикой Соединенных Штатов и их сателлитов.

С тех пор прошло более шестидесяти лет. Корейская война, едва не превратившаяся в Третью мировую, атомную, благополучно, казалось, забыта во всем мире.

Во всем мире, кроме одной страны, кажется, единственной, которую до сих пор пересекает рубец раздела. Его называют то 38-я параллель, то демилитаризованная зона. На этой полосе-зоне, которая чуть-чуть наискосок, справа налево пересекает Корейский полуостров, до сих пор стоят друг против друга две братские армии.

Странно звучит: братские, но это факт. По обе стороны — в армиях КНДР и Республики Корея — нередко служат близкие родственники.

Рафаэль Гольдберг

2.

Истории двух братьев, действительно, имевшей место в годы Корейской войны, посвящен памятник у самого входа на выставку в столице Южной Кореи — Сеуле.

В рукопашной схватке сошлись два человека: южнокорейский офицер и солдат КНДР, его младший брат… Этот памятник называют символом корейской войны.

Ночью шел снег. Боевая техника, окружающая здание музея, была покрыта изморозью. Но там, где начало пригревать яркое южное солнце, ночной снег уже заплакал, потек. Повисли сосульки и на крыле громадного восьмимоторного (точнее, четыре спарки двухконтурных двигателей «Пратт энд Уитни») стратегического бомбардировщика B-52. К «той» войне он, конечно, немного не успел, но в так называемый «послевоенный» период считался одним из факторов сдерживания как носитель ядерного вооружения.

На смотровой площадке в кажущемся беспорядке, вперемешку стоит боевая техника 50-х годов. Американские истребители и транспортники, боевые катера и артиллерийские установки, вертолет «Cobra». Много и нашего оружия, которым щедро снабжались северокорейские части и дивизии китайских «добровольцев» (еще один термин из прошлой эпохи). Вот «катюша» с красной звездой на дверке автомобиля. Вот танк Т-34-85, рядом на планшете фотография такого же танка на параде на Красной площади. Тут же истребитель МиГ-19. Его угнал перебежчик, капитан Ли Вон Пын. А самый первый из угнанных самолетов, знаменитый МиГ-15, на котором перебежал на юг северокорейский летчик, лейтенант Но Гым Сок, продемонстрировать нельзя. Американские специалисты разобрали его на винтики. Сам летчик потом эмигрировал в Штаты, сменил фамилию, окончил университет, позднее стал профессором авиационной инженерии и даже написал мемуары.

Рафаэль Гольдберг

3.

На одном из информационных щитов, сопровождающих выставку, приведены цифры. Корейская война обошлась народу полуострова в четыре миллиона жертв. 10 миллионов семей были разобщены, отрезаны друг от друга 38-й параллелью. Финансовый ущерб от военных действия — 23 миллиарда долларов.

Огненный вал четырежды прокатился по стране — с севера на юг и обратно.

Сведения о начале боевых действий, как обычно, противоречат друг другу. По одним сведениям, южнокорейские войска стали накапливаться у границы, и армия КНДР только предупредила нападение. По другим данным, северокорейские войска в июне 1950 года без объявления войны пересекли демаркационную линию, разделяющую два государства. Они в три дня захватили Сеул и едва ли не с марша достигли второго по величине города на юге — Пусана. К концу июля части КНДР контролировали уже 90 процентов территории Южной Кореи. Совет Безопасности принимает резолюцию о создании войск ООН в помощь Республике Корея. 25 сентября войска ООН отбили Сеул, расположенный примерно в сорока километрах от 38-й параллели, и стали продвигаться на север. 2 октября китайский премьер Чжоу Эньлай предупредил о готовности отправить в Корею «добровольцев». 16 октября «добровольцы» пересекли границу. Тем не менее, южная коалиция (корейские части, американские, британские, новозеландские, австралийские, турецкие, филиппинские.) 20 октября взяла Пхеньян. Остатки северокорейской армии сосредоточились на пятачке у китайской границы. Но 25 октября им на помощь пришли, как утверждают источники, 35 китайских дивизий «добровольцев», и война вновь покатилась на юг. Сеул был опять захвачен, потом опять освобожден. В войну ввязалась советская и американская авиация. Командующий американскими войсками на Тихом океане генерал Макартур, давая интервью, не раз заявлял о своей готовности нанести ядерный удар как по КНДР, так и по поддерживающему народную республику Китаю.

Рафаэль Гольдберг

4.

… Многое измени лось после смерти Сталина, рассказывал нам экскурсовод в музее, посвященном Корейской войне. Хрущеву, сказал он, был неинтересен наш регион. И он согласился на то, чтобы привести противоборствующие силы к тому положению, в котором они пребывали до июня 1950 года.

Возможно, корейский экскурсовод сознательно не касался причины утраты Хрущевым интереса к самому дальнему востоку. У него к тому времени были проблемы как внутри страны (дело Берия), так и в странах народной демократии в Европе. Берлинское восстание 1953 года. Массовое бегство крестьян из колхозов в Польше в 1954-м. А впереди, как мы сейчас знаем, еще было вооруженное восстание в Венгрии. Так или иначе, 27 июля 1953 года в июле было подписано соглашение о прекращении огня.

А пока нам предложили вернуться в сентябрь 1950 года и при помощи 3D увидеть один из решающих моментов войны.

К этому времени, как сказано выше, территория Южной Кореи сократилась в десять раз. Остался только пусанский плацдарм. Великий вождь КНДР Ким Ир Сен ждал, что со дня на день Пусан падет.

А генерал Дуглас Макартур уже готовил «инчхонский десант».

Сегодня Инчхон, расположенный на острове неподалеку от Сеула, — это один из крупнейших аэропортов Юго-Восточной Азии. А 60 лет назад это был пустынный островок, охраняемый незначительным гарнизоном. И вот сюда был нацелен удар американской и южнокорейской морской пехоты. Есть данные, что советские разведчики в Великобритании предупреждали о подготовке десанта, но Ким Ир Сен посчитал, что его наступление на Пусан вынудит коалицию бросить все силы на юг.

Рафаэль Гольдберг

5.

… Итак, нам надевают очки 3D, плотно прижимают барьером к спинкам кресел, гаснет свет и. Десантный катер, лавируя под огнем, мчится к берегу. Слева и справа разрывы снарядов, поднимаются столбы воды, катер бросает, но он стремится к высадке. Берег, короткий штурм. Гаснет свет и сюжет повторяется, на этот раз глазами пилота штурмовика. Потом все успокаивается, к берегу подходит десантный корабль, Макартур с другими генералами прыгает прямо в воду и приветствует морских пехотинцев.

. На следующий мы едем к ДМЗ, демилитаризованной зоне. Колючая проволока, проверка документов, военные патрули — ни мира, ни войны. 38-я параллель как туристический объект? Фуражки с символикой, футболки с символикой, кружки, магнитики. И здесь же граница — забор, обвитый спиралью Бруно. Ниже спирали — разноцветные ленточки, в память о погибших в этой войне 60 лет назад. Рядом на рельсах -разбитый при бомбежке паровоз. А на площадке поодаль — разрезанный пополам бронзовый шар. Символ разделенной страны. И шесть человеческих фигур — с каждой стороны по три: мужчина, женщина и ребенок. Упираясь в землю, они пытаются восстановить страну, соединить то, что разделено военной и политической силой.

Наверху, на площадке, несколько телескопов. Опусти в прорезь монету в 500 вон и смотри через зону, через две границы на ту сторону. Рассказывают, что сюда часто приезжают те, чей дом остался на севере. Повязывают траурные ленточки к забору, смотрят в бинокуляр, плачут.

Рафаэль Гольдберг

6.

… Нам предлагают надеть на головы желтые строительные каски и отправиться вниз по наклонному коридору, покрытому мягким прорезиненным материалом.

Мы спускаемся в тоннель N 3, обнаруженный в конце 70-х годов. С севера на юг пробрался перебежчик, который и рассказал о строительстве таинственного сооружения. По его словам, тоннель предназначен для мгновенной переброски нескольких тысяч вооруженных солдат. Кроме того, перебежчик утверждал, что этот тоннель не единственный. Все они пробиты в гранитном массиве и позволят, если потребуется, атаковать столицу Южной Кореи. Ведь отсюда до Сеула четыре десятка километров. Говорят, что пограничники Республики Корея сумели обнаружить семнадцать тоннелей — бурили скважины и закачивали в них воду. По расходу воды определяли наличие подземных пустот в граните.

… Наконец, цивилизованный спуск заканчивается. Мы на глубине 73-х метров. Тоннель низкий. Моя каска то и дело стукается о перекладины, которые как бы поддерживают потолок подземного хода. Говорят, что его длина 1635 метров. По сторонам серый гранит, почти такой же, каким отделаны стены тюменского универмага «Москва». Сто метров. Сто пятьдесят. Двести. Наконец, мы упираемся в заделанный кирпичом тупик. В стене небольшое окошечко. Спросить некого, мы на маршруте одни. Да и вряд ли нам открыли один из секретов давнего противостояния.

Рафаэль Гольдберг

На обратном пути смотрю под ноги — хотелось бы подобрать кусочек камня, который остался от работ в твердой породе. Там, где начинается подъем, слева виден тупичок — здесь когда-то остановились горняки, пробивающие тоннель. Стена еще хранит следы кирки. Подбираю несколько обломков гранита и прячу в карман. Наше путешествие в прошлое заканчивается.

А для 48 миллионов южных корейцев и 23 миллионов северных корейцев это совсем не прошлое.

60 лет — много это или мало?

***
фото: На той стороне — Северная Корея;Стратегический бомбардировщик Б-52;Братья;Пленная «Катюша»;Генерал Дуглас Макартур в Инчхоне (снимок американской военной фотохроники);Разбомбленный паровоз — экспонат музея в демилитаризованной зоне;Символ расколотой страны.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта