Этот красивый дом на углу
Усадьба Колмаковых. Дата постройки — 1880-е годы.
Удивительно, но краеведы уверяют, что в тюменских архивах сохранилось значительно больше документов и сведений о ялуторовском купце Василии Колмакове, чем в архивах самого Ялуторовска.
Вероятно, это связано с тем, что широкую известность Колмаков (как, в общем, и все его купеческое семейство) приобрел после того, как переехал в Тюмень и выстроил для себя и своей семьи большой каменный дом на краю Базарной площади. Или, как сказали бы в XIX веке, на перекрестке улиц Царской и Голицынской (сегодня — Республики и Первомайской). Или еще проще — дом на углу.
Место для него Василий Васильевич выбрал, разумеется, не случайно — отсюда было удобно наблюдать за тем, как идет торговля. Первый этаж своего дома отдал в аренду другой знаменитой купеческой семье — Колокольниковым. Те открыли в нем магазин, торговый зал считался чуть ли не самым большим в городе.
Рядом, во флигеле, расположилась контора торгово-промышленного товарищества Колмаковых, тут же были конюшни и склады. Постройки настолько добротные и красивые, что сегодня в складах открылся ресторан «Склад N 1», а во флигеле — литературно-краеведческий центр. Внутри усадебной ограды положили деревянную мостовую. Остатки мостовой были найдены несколько лет назад при реконструкции тротуаров.
Если говорить о том, с чего начиналось предприятие Колмаковых, то следует упомянуть 1844 год и растущий раскольничий скит в районе сегодняшнего Заводоуковска. Именно его потребности начала обеспечивать семья Колмаковых, основав салотопенное производство и небольшую мельницу. Со временем Колмаковы стали заниматься торговлей хлебными и бакалейными товарами собственного производства. Торговые точки работали не только в Тюмени, но и в Тобольске, Омске, Ишиме, Ирбите и Петропавловске.
Мука, крупы, патока, сало, пряники, мыло, свечи — все это производилось на колмаковских заводах и огромной мельнице, оснащенной по последнему слову тогдашней техники. Производство на мельнице было полностью автоматизировано.
Занимались Колмаковы и пароходным транспортом, они владели в Тюмени пакгаузами, двумя буксирными пароходами, пятью баржами…
Колмаковы жили в Тюмени, сменяя друг друга: за Василием пришли его братья, за ними — их сыновья.
Когда монархия в стране рухнула, обстановка в Тюмени с каждым днем ухудшалась. Особенно страдали зажиточные граждане и купцы. Так, например, Авксентий Колмаков был зарублен топором и ограблен 31 августа 1917 года в собственном доме. Надо сказать, что один из последних Колмаковых — Авксентий был членом городской управы, и, кроме бизнеса, занимался благотворительностью. Например, состоял в обществе «вспомоществования нуждающимся ученицам женской прогимназии», был членом комитета по обеспечению продовольствием бедных жителей города.
До этого Колмаков обращался к председателю Временного исполнительного комитета с просьбой арестовать его и закрыть в тюрьме, чтобы избежать самосуда. Однако безуспешно.
На том история дома Колмаковых делает резкий поворот. Не будет больше у них уютных семейных вечеров, не будет приемов и торжественных по-купечески богатых обедов.
Год спустя в этом доме, с 3 по 8 апреля 1918-го, состоялась первая губернская конференция Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Присутствовали 63 делегата. Конференция вынесла судьбоносное решение: перенести губернский центр из Тобольска в Тюмень. Первым председателем губисполкома избрали Николая Немцова. (После его именем назовут одну из центральных улиц Тюмени).
С 1924 года в бывшем купеческом особняке работал Дом санитарного просвещения. «В годы Великой Отечественной войны в здании размещался госпиталь для раненых бойцов Советской армии» — значится на табличке. (Историки, правда, поправляют, говоря, что правильнее было бы написать «Красной армии», потому что Советской она стала называться только в 1946 году). Госпиталь имел номер 2475.
Сегодня многие горожане помнят другое назначение дома Колмаковых — в нем много лет располагалась поликлиника N 3.
Еще живы воспоминания о том, как пациенты спускались в подвал по ступенькам, где находились раздевалка и лаборатории анализов. Высота подвала внушительна — почти два с половиной метра. Именно здесь, еще при Василии Колмакове, хранились товары.
Когда уже в 2000-х годах началась реставрация здания, от стены дома (со стороны Первомайской) убрали наросший за два столетия толстый слой асфальта. Строители вырыли яму глубиной больше человеческого роста и обнаружили ворота, которые вели в подвальный этаж.
После реставрации памятнику архитектуры постарались максимально вернуть прежний вид. Хотя, конечно, сделать это на сто процентов не удалось. Так, например, не были восстановлены балкончики со стороны Первомайской, которые убрали еще в 1918 году.
Говорят, в давние времена дом еще украшала галерея, но теперь ее точное местонахождение затрудняются определить даже профессиональные историки. Только строят предположения.
Однако в целом дом Колмаковых как был, так и остается одной из главных достопримечательностей Тюмени. Вместе с другими памятниками архитектуры, что расположены вблизи бывшей Базарной площади, он составляет оригинальный городской ландшафт.
***
фото: