Физкультура по наследству
Этой зимой у школьников не состоялось еще ни одного урока физкультуры на открытом воздухе. Погода идет наперекор методическим рекомендациям.
Программу занятий в третьей четверти физрукам постоянно приходится корректировать с учетом актированных дней. Начальная школа то и дело освобождается от занятий, а вместе с ними невольно лишаются лыжных пробежек по школьному стадиону и старшеклассники. Ведь, согласно утвержденным правилам и нормативам, при температуре воздуха ниже 20 градусов уроки физкультуры на свежем воздухе не проводятся. Медики считают, что при таких «детских» для Сибири морозах подростки могут переохладиться и получить обморожение.
Сами дети, конечно, о таких запретах не думают, поэтому с удовольствием играют в снежки и катаются с ледяных горок. Не ждать же, когда потеплеет!
Но временные ограничения в занятиях зимними видами спорта идут только на пользу летним. Ведь не так часто ребята играют во дворе в подвижные игры. Если только мальчишки возьмутся мяч погонять на площадке перед домом. А такие радости детства, как игра в «вышибалы», «выше ноги от земли», «казаки-разбойники» и многие другие, хорошо известные их папам, мамам, дедушкам и бабушкам, стали теперь редкостью. Так хоть в школьном спортзале поиграть!
Игорь Протопопов, учитель физкультуры школы N 40, считает, что многие взрослые увлечения — родом из детства. Если родители безвылазно сидят дома, то вероятность того, что дети их будут активно заниматься спортом, очень мала. У него, например, перед глазами всегда был пример деда Михаила Павловича Саранчина, который тридцать лет проработал учителем физкультуры в школе поселка Червишево.
В те времена про компьютеры никто еще и не слышал, и настоящим подарком судьбы для мальчишек был обычный кожаный мяч со шнуровкой. Он и для футбола годился, и для волейбола — был один на всех и на все случаи жизни. Поэтому относились школьники к мячу как к величайшей ценности. А уж те, кто умел мастерски обращаться с этим круглым и вертким предметом, считались настоящими героями.
И спортзалов таких, как сейчас, не было. Дед рассказывал, как вместе с учениками строили спортплощадку перед школой, как оборудовали спортзал в полуподвальном помещении. И хотелось научиться сразу всему: и футболу, и волейболу, и баскетболу, и настольному теннису… Вот только снаряжения и оборудования было маловато!
Еще в старших классах Игорь Протопопов решил, что пойдет по стопам деда — будет физруком. И бабушка, которая работала тогда директором школы, в этом начинании его поддержала. Они же были и его первыми наставниками, советчиками. Дед не раз расспрашивал внука, как идут дела, давал рекомендации, как выстроить урок, как держать дистанцию с учениками, как не поддаваться на провокации, а, напротив, найти правильный подход к каждому, даже самому непоседливому и непослушному, ребенку.
— Конечно, на все случаи жизни совет никто тебе не даст, — признается Игорь Валерьевич. — Многое приходится решать тут же, на месте, искать выход самому и делать выводы…
За семь лет работы в школе он собрал собственный немалый педагогический багаж. Но учиться не перестает: выписывает журнал «Физкультура в школе», берет на вооружение методические рекомендации из интернет-источников.
Но дети на уроках все равно подкидывают такие задачи, которые, кажется, никто еще не решал.
— Добиться дисциплины на уроке или точного выполнения элементов — сложно, но это только полдела, — считает Протопопов. — Главное — воспитать тягу к спорту, чтобы и заставлять потом не надо было!
Игорь Валерьевич ведет иногда по семь уроков в день, руководит спортивными секциями. Если видит, что в ученике начинает проскакивать искра спортивного таланта — начинает к нему присматриваться, прикидывать, какой вид спорта подойдет лучше.
Семиклассник Женя Плотников, например, начал ходить на волейбол. Тренировки у него теперь каждый день, что нисколько не мешает ему три раза в неделю оттачивать технику на уроках физкультуры. Жаль, конечно, что его одноклассники не с таким пиететом, как он, относятся к волейбольному мячу. Для большинства его сверстников мяч фирмы Micasa, когда-то доступный только членам сборных команд, — вещь не более ценная, чем резиновый баллон для дошколят. И Женю коробит, когда такой мяч пинают ногами.
— Даже если в классе занимается один такой увлеченный юный человек, то урок становится другим, — говорит Игорь Валерьевич. — Не только дурной, но и хороший пример заразителен.
Дед его всегда так говорил. И старался действовать так, чтобы хороших примеров в жизни было значительно больше, чем плохих.
***
фото: В актированные дни на уроке можно и в «вышибалы» поиграть;Евгений Плотников;Игорь Протопопов;7-й «а» на уроке физкультуры.