X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Военные ушли, горожане — встревожились…

На очередном, 44-м заседании Думы, состоявшемся 14 января 1913 года, гласные, прежде всего, ознакомились с заявлением домовладельцев Тюмени, обеспокоенных уходом в Омск квартировавшего у нас 43-го Сибирского стрелкового полка.

В этом случае не только город, но и вся огромная Тобольская губерния оказалась лишена полевых войск. Домовладельцы считали, что оставлять такой бойкий промышленный центр, как Тюмень, без воинской защиты не совсем верно.

Высказанное беспокойство, вероятно, имело право на существование, но истинная его причина была, скорее, другой. Когда после окончания русско-японской войны (1904-1905 гг.) полк был расквартирован в Тюмени, и городское управление, и домовладельцы были заверены в том, что он останется здесь на долгое время. Желая извлечь выгоду из свершившегося факта, город приспособил и вновь отстроил всевозможные казармы, а многие владельцы недвижимости — квартиры для господ офицеров.

До 1905 года Тюмень принадлежала к числу мест, где крупные квартиранты почти отсутствовали. Большая часть населения проживала в собственных домах. Когда в городе появилось много военных, образовался некоторый недостаток офицерских квартир, и предприимчивые обыватели очень быстро устранили его.

В период с 1906 по 1910 год в Тюмени царила строительная горячка. Не только была построена масса домов, но и возникли целые новые кварталы. Правда, последние не предназначались для военных, но туда переместилась та часть жителей, для которых квартиры в центральной части города были дорогими. Освободившееся жилье было частично перестроено. Кое-где соединили по две-три квартиры в одну… Предложение скоро превысило спрос.

С уходом полка те, кто рассчитывал на получение прибыли от сдачи вновь построенных и приспособленных квартир, понесли большие убытки. Несмотря на то, что цены были снижены до минимума, жилье пустовало. Квартирантов такого уровня в городе просто не было.

Что касалось городского управления, то и оно понесло значительные убытки. Казарменные постройки, на которые было затрачено почти 100 тысяч рублей, оказались ненужными.

Таким образом, надежды на продолжительное пребывание Сибирского стрелкового полка в Тюмени, увы, не оправдались.

Между тем, стоянка в городе любого полка была бы более выгодной и Государственному казначейству. С практической точки зрения легче было бы решать продовольственные вопросы. Тюмень находилась в центре хлебородного края, и войска могли бы иметь всякий провиант по ценам ниже тех, которые, например, были в Омске.

С точки зрения стратегической, с проведением железной дороги Тюмень-Омск наш город стал таким пунктом, откуда можно было быстро перекинуть солдат и офицеров к южным и восточным границам Сибири.

Итак, домовладельцы просили о расквартировании в Тюмени какой-либо воинской полевой части, поскольку это было бы выгодно и для казны, и для них самих.

Полностью согласившись с приведенными доводами, Дума постановила: возбудить перед командованием Омского военного округа ходатайство о расквартировании в городе Тюмени какой-либо отдельной полевой части.

Далее гласные обсудили ходатайство мелочных торговцев галантерейным товаром об уменьшении арендной платы за помещение, отведенное им для торговли.

В подготовленной городской управой справке сообщалось, что осенью 1912 года на одном из заседаний городской Думы было принято решение о запрещении постоянной торговли со столов, ларей и лотков на улицах и тротуарах. Исключение сделали только для небольших, красивого вида, киосков печатной продукции. Мелким торговцам с улицы Царской (ныне Республики — Авт.) отвели деревянный корпус городских лавок на Базарной площади по улице Спасской (ныне Ленина), напротив магазина купца В.Л. Жернакова.

Первоначально с предложением торговцы согласились — и просили лишь о снижении арендной платы. В таком виде вопрос был представлен для обсуждения гласными.

С течением времени просители отказались принять отведенный им корпус и просили отвести место для постановки ларей на Базарной площади, по продолжению улицы Голицинской (ныне Первомайской).

Внимательно ознакомившись с сутью вопроса, Дума постановила: предоставить городской управе полномочия отводить места для торговли мелочным торговцам на Базарной площади по своему усмотрению. Исключение составляли те ее части, которые служили продолжением улицы Голицинской.

Затем гласные приняли к сведению заявления об отставке гласных Думы Н.И. Козлова и П.И. Решетникова; отклонили ходатайство мещанки А.В. Коромысловой, просившей об изменении условий платежа за место, занятое цирком; удовлетворили ходатайство заводчицы М.А. Рыловой об аренде городской земли под строительство сушилки сроком на 10 лет, а также ряд ходатайств обывателей, просивших разрешения на открытие заведений трактирного промысла.

Н.Л. Галян, главный специалист отдела использования и публикации документов Государственного архива Тюменской области

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта