X

  • 26 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 131
  • 5630

Высшая оценка для учителя

Первые дни после каникул -особенное время в школе. Кто-то уже соскучился по учебе, а кто-то еще не раскачался. Но есть такие уроки, которых ученики всегда ждут с нетерпением.

Накануне Нового года Наталью Елсуфьеву, учителя русского языка и литературы лицея N 81, наградили муниципальной премией «За заслуги в области социально-культурной сферы». Наталья Ивановна — неоднократный участник городских и всероссийских конкурсов педагогического мастерства, разработчик программ элективных курсов. Ее ученики на протяжении нескольких лет показывают результаты ЕГЭ выше городских и всероссийских, а в 2004, 2007 и 2012 годах набирали по сто баллов.

Хотелось разгадать, в чем секрет таких успехов. Чтобы понять это, мы пришли в школу на один из обычных уроков Елсуфьевой. И сразу поняли, что обычный урок -необычен. Он, скорее, напоминает диспут. Пятиклассники строили предположения, спорили, доказывали свои точки зрения…

Наталья Ивановна, как вы относитесь к ошибкам? Если ученик ошибается, значит ли, что он -плохой?

— Ни в коем случае. Ошибка -признак работы мысли. Иногда она бывает более ценной, чем просто правильный ответ. Ошибкам порой можно порадоваться. Если ученик так выражает свою точку зрения. Иногда я их даже провоцирую, специально говорю что-нибудь не так, чтобы они заметили неточность. Люблю подливать масла в огонь, чтобы вызвать дискуссию! Это только в советские времена была одна точка зрения, теперь -их множество, и растущий человек должен выработать свою. Я считаю, что должна помочь им сориентироваться и найти тот единственный путь, который станет для них правильным.

А как вы объясняете, что такое толерантность? Есть ли у нее границы? Бывает ли толерантность агрессивной или, наоборот, всепрощающей?

— С девятиклассниками мы проводили на эту тему «философский стол». И пришли к выводу, что толерантность — ни в коем случае не вседозволенность. Это принятие того, что кто-то может мыслить и действовать по-другому. Принятие и своей, и чужой свободы. Вспомнили выражение: «Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека».

Но проблема в том, что правильными словами говорить легче, чем действовать по этим принципам. Эта двойственность характерна и для детей — на занятиях они могут быть одни, вне школы — другие. Но я радуюсь, когда у ребят на уроках блестят глаза. Значит, им интересно. Значит, истина не пройдет мимо. И пусть они ошибаются, пусть исследуют ошибки — реальных людей и литературных героев.

Каким содержанием, на ваш взгляд, современные школьники воспринимают формулу «герой нашего времени»?

— У каждой эпохи — свои герои. Даже литературные персонажи в разные времена видятся по-разному. Возможно, двадцать лет назад ребятам было легче сравнивать и формулировать черты таких героев. Теперь школьная программа по литературе настолько перегружена, что даже перечитать все дети не успевают, а тем более детально проанализировать. Было бы поменьше обязательных произведений — стало бы легче.

Галя Безбородова

Иногда учителя говорят о своих учениках: трудный класс, сложный, в худших вариантах употребляют даже определение «плохой». Используете ли вы такие характеристики?

— У меня, наверно, таких учеников, а тем более классов — не было. Бывали, конечно, мальчишки хулиганистые, но я всегда искала причину такого поведения. Возможно, они хотят, чтобы на них обратили внимание — и я обращаю. Хотя, честно говоря, дети за последнее десятилетие сильно изменились. Шестой, седьмой… одиннадцатый классы — еще одной ногой находятся в веке двадцатом, а сегодняшние пятиклашки родились уже в новую эпоху, они — первые дети XXI века. Кто знает, какими они вырастут, как повлияет ни них бурное развитие средств массовой коммуникации? Но на уроках дети стали больше отвлекаться. Если раньше для усвоения материала достаточно было повторить его три раза, то теперь и десяти не всегда хватает. Правда, я всегда предупреждаю, что повторяю только дважды. Почему? Да потому, что на экзаменах им десять раз повторять задание никто не будет.

Вам не кажется, что современные дети — манипуляторы?

— Как было раньше и как стало теперь — лучше не сравнивать. Говорят, что нынешние дети все воспринимают поверхностно, а мне кажется — они здорово рассуждают на философские темы. И не только в 11-м, а уже в пятом-шестом классах. Они умеют работать со словарями, умеют спрашивать. Они — интересные! Они -философы в глубине своей души.

Хотя мне хочется, чтобы дети оставались романтиками. Таким бальзамом было однажды услышать, как одна выпускница сказала: «Спасибо, вы научили нас любить!»

Учитель оценивает учеников, его работу оценивают родители… А сами себе вы ставите оценки?

— Обязательно. В молодости ставила сплошные пятерки. Сейчас все чаще в себе сомневаюсь. Понимаю, что можно сделать еще лучше. Теперь для меня важнее, чтобы высокие оценки были у моих учеников.

***
фото: Наталья Елсуфьева и ее ученики.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта