Мебельная перестройка
Производители мебели каждый год с нетерпением ждут предпраздничных деньков и Нового года. Не потому, что как-то по-особенному верят в чудо, просто в декабре самые лучшие продажи.
— 15 лет мы продаем мебель и все это время наблюдаем, что на конец года приходится самый активный спрос, — говорит генеральный директор мебельной компании «Заречье» Сергей Киверин.
— По крайней мере, так было до сих пор.
В этом году сезонность почему-то перестала играть роль. На низкие продажи жалуются региональные дилеры компании, это видят продавцы тюменских магазинов -посещаемость точек вроде бы хорошая, покупатели приходят, смотрят, но не решаются на покупку.
— Люди, очевидно, не чувствуют уверенности в завтрашнем дне, -рассуждает директор, — поэтому не хотят тратиться на предметы длительного пользования.
Возможно, сказываются последствия экономического кризиса: в 2009 году продажи «Заречья» упали вдвое. Но больше всего, считает директор, мешает конкуренция со стороны иностранных производителей.
По словам Киверина, Россия только вступает в ВТО, а мебельщики из Польши, Сербии уже практически беспошлинно ввозят свою продукцию и заняли на рынке определенную нишу.
— Хорошо, что их пока мало, — говорит Сергей Аркадьевич.
— Но при существующих в стране ценах на материалы и энергоносители мы так и будем проигрывать им в стоимости мебели. Лично я не понимаю, кто выиграет от вступления в ВТО -деревообработка, производители мебели проиграют точно: рынок не сокращается, а, наоборот, сужается!
… Было бы странно, если бы компания, которая продает мебель по всей стране, у которой в Москве существует региональный склад, а в Тюмени открыт музей уникальной мебели конца XIX — начала XX века, просто смирилась бы с создавшимися условиями. В холле административного здания поют птицы, за стеклянными дверцами хранятся миниатюры советских сервантов и тумбочек — над всем этим чувствуются заботливая рука хозяина и неподдельная любовь к мебели.
— Путь существует, — говорит генеральный директор. — Мы пытаемся его нащупать, отыскать.
Так, для оптимизации производства решено было пересмотреть программу складских запасов в сторону уменьшения.
— Старая парадигма, что станки должны быть загружены максимально, перестает работать, — говорит Сергей Киверин. — Теперь мы стараемся производить мебели ровно столько, сколько реально можем продать. И быстро переключаемся с одного изделия на другое — в зависимости от спроса.
Для этого сконцентрировали производство лишь на одной площадке, год назад купили по лизингу три единицы нового оборудования, сейчас с помощью одного из ведущих американских консалтинговых агентств строят новую систему продаж.
— Многие вещи нам пришлось пересмотреть, — признается генеральный директор. — В том, что касается формирования цены на продукты, маркетинга, мерчендайзинга. Главная цель перестройки — настроить компанию, ее сотрудников на активные продажи.
Для удобства покупателей много лет производят модульную мебель, когда человек может приобрести гарнитур или спальню по частям. Делают сквозные коллекции, чтобы была возможность создать интерьер в едином стиле. В этом году запускают несколько новых коллекций, одна из которых — классическая.
— Всегда «Заречье» занималось мебелью в современном стиле, — говорит мой собеседник. — Но и на «классику» есть определенный спрос, мы его учитываем…
И все-таки Сергей Аркадьевич вновь возвращается к инфраструктурным ограничениям отрасли.
— На Западе считается нерентабельным возить материалы на расстояние более пятисот километров.
Наши плиты едут две с половиной — три тысячи километров. Транспортные расходы и сроки, — все это отражается на цене.
Хорошей базой для развития мебельного производства в регионе Киверин называет появление завода меламиновых пленок «Шаттдекор». Если бы — в дополнение к уже существующим — открылись новые производства ДСП и ламинированной плиты, это стало бы мощным толчком для мебельщиков.
***
фото: В музее мебельной фабрики;В музее мебельной фабрики;Сергей Киверин