Анна Каренина нашего века
«Анна Каренина», Великобритания, 2012. Режиссер Джо Райт. В главных ролях: Кира Найтли, Джуд Лоу, Аарон Тейлор-Джонсон.
Первая мысль после просмотра трейлера: «Как голливудская худышка Кира Найтли может сыграть Анну Каренину?» Действительно, непонятно. Даже великолепная Софи Марсо в экранизации романа Льва Толстого 1997 года хоть и была далека от классического толстовского образа Карениной, но, кажется, смотрелась органичнее.
Впрочем, стоило посмотреть в исходные данные нового фильма и увидеть в графе «Сценарист» имя лукавого драматурга Тома Стоппарда, как сразу же стало понятно: он может сделать невозможное. Например, взять более чем второстепенных шекспировских персонажей Розенкранца и Гильденстерна и вылепить альтернативную, ставшую культовой, историю с Гэри Олдманом и Тимом Ротом в главных ролях — так он сделал в 1990-м. Или написать сценарий «Анны Карениной» так, что с толстовской истории даже не придется сдувать пыль позапрошлого века — она покажется свежей и даже в чем-то оригинальной.
Оригинальность заключается в том, что часть действия драматург Стоппард и режиссер Джо Райт перенесли на… сценические подмостки. В Интернете пишут, что идея Джо Райта снимать «Анну Каренину» в декорациях специально выстроенного театра показалась Кире Найтли безумием. Но все же пришлось выйти на сцену — чтобы сыграть роль, о которой мечтают многие актрисы.
Джо Райт определенно не питает иллюзий относительно подбора актеров. Он знает, что Кира Найтли, как ее ни одень, ни капельки не похожа на Каренину. А гусарские усы не превращают актера Тейлора-Джонсона во Вронского (Шон Вин в той же экранизации 1997 года был куда как аутентичнее). Не говоря уже о Левине, которого играет огненно-рыжий ирландец Домналл Глисон. Который и похож на ирландца, даже если отправить его с русскими мужиками на сенокос. Ну, и последний шок — шикарный светский лев Джуд Лоу в роли немолодого Каренина.
Режиссер словно изначально отказался от попытки приблизить свою картину к первоисточнику. Наверняка понимал, что никакие валенки и бороды лопатами не сделают его кино «русским». Все равно получится лишь стилизация, так не лучше ли просто насладиться изобретением собственного мира, полного толстовских страстей?
Несмотря на то, что в поле зрения камеры все же попадают и бороды, и тройки лошадей, и снега, и вообще весь набор обязательных для таких случаев штампов, пренебрежительно фыркать не хочется. Может, потому что это театр, а в театре все условно? Где одна сцена может быть и уютным домом, и городом, и полем битвы? Где тихую киношную драму можно сыграть как громкую театральную трагедию? И старомодные подмостки, на которых то и дело в фильме оказывается героиня, оправдывают всю псевдорусскую фальшь?
Как бы там ни было, зритель никогда не знает, где он окажется в следующем кадре. Будет ли это театр, или заснеженное поле, или деревенский пейзаж. Реальность или декорации.
И вот в этом антураже Кира Найтли воспринимается вполне как Анна Каренина: в роскошных нарядах (художники по костюмам отвели душу!), прекрасная и несчастная, она делает свой роковой выбор, погружается в бездну безумия — чисто женского, любовного. А на ее фоне сплетаются в тонкое кружево судьбы других персонажей. Вот и Константин Левин обрел свое счастье, только совсем иначе — не поступившись ни одним своим принципом. Вот и уставший Каренин, любящий муж, смиряется с невозможностью исправить что-либо в своей семье. Вот и Вронский в итоге примиряется с потерей возлюбленной.
Режиссер и сценарист все время подчеркивают надвигающуюся беду: поезд — то чудовищная машина, то игрушка в спальне ребенка — преследует главную героиню. Мы все знаем, что будет в финале. Но в случае с фильмом «Анна Каренина» 2012 года не знаем, как именно это будет.
***
фото: Кира Найтли в роли Анны Карениной;Джуд Лоу в роли Каренина