Дворовая зачистка
Что делать, если после порывов труб двор превращается в ледяную полосу препятствий?
Отключение воды или тепла в результате утечек на тепловых или водопроводных сетях — еще полбеды. Аварию, как правило, устраняют в течение суток. Исключение составляют морозные дни, когда ликвидацию утечек из тепловых сетей стараются отложить до более благоприятного времени, чтобы не оставлять людей без отопления. Поврежденную линию лишь локализуют и переключают подачу воды или теплоносителя на другую ветку. Такая полумера позволяет не замерзнуть в квартирах, но на состояние тротуаров и дорожного покрытия влияет не лучшим образом. Вода, вырвавшаяся наружу, при минусовых температурах схватывается мгновенно, и укатанные снежные поверхности превращаются в ледяные колеи и колдобины.
С такими последствиями утечек тюменцам приходится иметь дело гораздо дольше. Пока коммунальщики устранят аварию, пока завершат земляные работы. Даже в летнем варианте благоустройство дворовой территории редко происходит день в день после устранения порыва, и не всегда оно радует глаз. А уж о зимнем варианте и говорить не приходится.
Конечно, у каждой ресурсоснабжающей организации есть свои нормативы по приведению в порядок мест ликвидации порывов. Они четко прописаны в правилах благоустройства города. Обычно наледь с тротуаров должна быть убрана в течение суток после засыпки котлована (хотя бывают и нестандартные ситуации). При нарушении этих сроков на коммунальщиков накладывают штрафы управы соответствующих округов.
Впрочем, жители могут и не ждать у моря погоды: придут — не придут в их двор проверяющие, накажут — не накажут кого-нибудь, заставят убрать или нет. У жильцов есть право требовать с управляющих компаний навести порядок на прилегающей территории. Такими полномочиями обладает, например, совет многоквартирного дома (если он, конечно, создан не для галочки). И управляющая компания обязана выполнить эти требования жителей. Как уж она это сделает — будет убирать сама или заставит довести все до ума коммунальщиков — зависит, по словам Александра Захарова, депутата городской Думы и директора «Управляющей компании по содержанию жилищного фонда», от профессионализма руководителей организации, обслуживающей дом.
Должны ли жители нести дополнительное финансовое бремя за внеплановые работы по уборке двора или вывозу снега? По мнению Александра Захарова, ровно настолько, насколько это прописано в договоре, утвержденном на общем собрании дома. Вот только все ли жители с этим документом знакомы? Большинство и в глаза его не видели. А если видели — не особо интересовались. А если интересовались — то поверхностно. Свои права и обязанности как собственников жилья многие представляют плохо. И роптать начинают, только увидев цифры в платежках.
Уборка наледи во дворах сталкивается и с чисто техническими трудностями. Мощности техники не всегда хватает, чтобы справиться с этим смерзшимся железобетоном. Десятитонный колесный грейдер, например, бессилен против 20-30-сантиметровых ледяных бугров. Требуется гусеничный бульдозер, чтобы вначале разбить смерзшиеся слои, а потом их сдвинуть.
Но при всех трудностях главное — не пускать дело на самотек. В «Тюмень Водоканале», например, советуют жителям: если они недовольны качеством уборки наледи после ликвидации аварийных ситуаций — звонить в call-центр предприятия по телефону 540-940. Заявку примут, разберутся, а потом операторы еще и поинтересуются — все ли сделано, как полагается.
***
фото: Тяжелая техника предприятия «Тюменьдорстрой» ведет уборку дворовой территории на улице Немцова, 41.