X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

Ирония судьбы: он бросил невесту, а я ей цветы подарил

До самых последних кадров фильма (неофициально названного лучшей новогодней картиной всех времен и народов) я верил, что в кадре появится она, Галя, все еще невеста. И добрый доктор Женя Лукашин поймет, что не прав. И вернется к ней — если, разумеется, она примет…

Да, вы угадали — я имею в виду непревзойденный дед-морозовский киноподарок от Эльдара Рязанова, тот, который не устают дарить к каждому Новому году, — и мы принимаем с благодарностью, и смотрим взахлеб, и снова слушаем великолепную музыку Микаэла Таривердиева, песни Аллы Пугачевой и Сергея Никитина. «Я спросил у ясеня, где моя любимая…» Помните?

… Но отвлекусь всего на минуту. В 2014-м с подачи главного редактора я вернулся к тому, с чего начинал когда-то в «Тюменском курьере» в 1994-м — то есть двадцать лет назад. К благодарной теме кино, отечественного, а равно и мирового. Когда-то вел в «Тюменской правде» страницу кино «Свет экрана».

Еще раньше, в 70-е годы, когда я был молоденьким и резвым корреспондентом «Тюменского комсомольца», судьба предоставила мне счастливый шанс прикоснуться к «Иронии судьбы». Иными словами, взять интервью у исполнительницы роли Гали актрисы Ольги Науменко.

Удивительно, но наши пути могли пересечься гораздо раньше, когда я учился на журфаке и, в составе студенческого отряда, убирал картошку в Красноуфимском районе Свердловской области. Мы квартировали в деревне Зауфа, а совсем неподалеку два выпускника нашего факультета УрГУ, ставшие кинорежиссерами, — Владимир Краснопольский и Валерий Усков снимали свой телесериал «Тени исчезают в полдень». Ольга Науменко играла роль Вари Морозовой, девушки, которой выпало несчастье родиться в семье врагов советской власти -клеймо на всю жизнь.

Если бы нам тогда повезло, если бы было время для одной-единственной экскурсии, то мы бы добрались бы до места съемок — очень хотелось посмотреть. Но осенняя страда и трактора на полях не отпускали.

Впрочем, я тогда еще ничего не знал о Науменко. До 31 декабря 1975 года, когда Центральное телевидение впервые показало фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!» Смотрел его в красном уголке общежития, где стоял телевизор. Сначала с некоторым недоверием и даже скукой. Но как только в кадре появилась девушка, словно светящаяся своей любовью, я испытал мгновенное и странное чувство — зависть к герою актера Андрея Мягкова. Тому самому Жене Лукашину, что пошел с друзьями в баню, напился до положения риз и был посажен в самолет, улетевший в Ленинград.

А Гале мы сострадали — наверное, все, кто в итоге набился в переполненный темный зальчик, кто принес стулья из своих комнат и попросил соседей подвинуться. Фильм просто очаровал своим сюжетом, лирикой и юмором, изумительными актерскими работами, музыкой. И той поэтикой новогоднего праздника, которая была словно извлечена из нарядной подарочной упаковки, — а затем согрела сердце каждого из нас…

Несколько лет спустя, когда я шел в тюменскую гостиницу «Восток» на интервью с Ольгой Науменко, очень хотел рассказать ей об этих сильных эмоциях. Хотя наступил на горло собственной песне, когда узнал, что время для беседы у нас будет недлинным. Ольге Николаевне предстояло собираться в театр — шли тюменские гастроли. Я принес ей цветы. И хоть и смущался (вблизи ее красота была еще ослепительнее), но сумел пошутить, что это — «извинение за Женю Лукашина». Она улыбнулась и приняла букет.

Мы начали беседу, которую на миг прервало появление светловолосого молодого мужчины. Ольга сказала, что это ее муж, тоже актер театра имени Гоголя Александр Скворцов.

Науменко — коренная москвичка, дитя послевоенного трудного времени из многодетной семьи офицера, счастливо пережившего войну. В начале 70-х она окончила училище им. Бориса Щукина, и ее приняли в труппу «гоголевского» театра. Творческая жизнь складывалась более чем успешно. Еще студенткой она была приглашена на роль в фильме «Неподсуден» 1969 года. Это удача и огромный опыт — сыграть рядом с мэтром актерского цеха Олегом Стриженовым.

Ей очень понравилось сниматься и у Эльдара Рязанова. Юрий Яковлев, Андрей Мягков, Барбара Брыльска, Александр Ширвиндт и другие — она не потерялась в столь звездной компании, она ей соответствовала. Наверное, тогда, при единственном нашем общении, я наговорил ей кучу комплиментов, но они были искренними.

Чуть позже я увидел Ольгу вместе с ее супругом в спектакле «Берег» по Юрию Бондареву. Она играла немецкую девушку, влюбившуюся в первые послевоенные дни в советского офицера. Офицером был Александр Скворцов.

Время стремительно и неумолимо. Жаль, но рано или поздно я потерял из виду эту актерскую пару — настала трудная пора, когда кино волновало меньше всего, а надо было решать собственные житейские проблемы.

В 2005-м Ольге Николаевне присвоили звание народной артистки России. Ее муж был удостоен звания заслуженного артиста страны и лауреата Государственной премии. В 2009-м Александра Александровича не стало. Ольга Николаевна продолжала сниматься — теперь в сериалах. А всего она снялась в сорока фильмах! Кстати, в уходящем году у нее был очередной юбилей.

… Мы виделись только раз, и я не успел ей рассказать о том, как в своей жизни едва не повторил сюжетную линию «Иронии судьбы». О своей первой любви к девочке по имени Галя — безответной на протяжении нескольких лет. Уже старшекурсником предложил ей руку и сердце — и был изумлен тем, что она согласилась. Пребывал из-за этого в невероятном смятении чувств и, едва разобравшись в них, понял: любовь сгорела, растаяла, любовь убита долгим и бесплодным ожиданием взаимности.

И я сбежал. Нет, не в Ленинград, который еще был Ленинградом, а в Тюмень. И здесь моя душевная рана зажила, здесь появилась новая любовь, семья, дети.

А с землячкой Галей мы иногда встречались на малой родине — спокойно, почти по-дружески. Хотя вряд ли она меня простила — как ее тезка своего непутевого Лукашина.

… Еще не заглядывал в новогоднюю телепрограмму. Но знаю, что найду и буду смотреть. И, видя юную красавицу Галю, снова стану переживать за нее, хотя финал известен до самой последней реплики.

И снова захочется крикнуть доктору Лукашину: да что же ты делаешь, кого теряешь? Ведь навсегда.

***
фото: Герои Ольги Науменко и Андрея Мягкова.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта