45 лет кистей и красок
В музее изобразительных искусств работает большая выставка Бориса Паромова «Шаги по земле».
Она посвящена 65-летию самого художника и 45-летию его творческой деятельности.
Около двух сотен полотен, серия графических листов — это отражение рассуждений автора о духовности и смысле жизни. Здесь и портреты, и пейзажи, и натюрморты, и абстрактные композиции, посвященные Рождеству.
Более всего Паромов известен серией работ «Тюмень уходящая». Ему в свое время пришлось даже сделать немало копий собственных полотен — так горожане хотели их получить. Пожалуй, Борис Иванович одним из первых среди тюменских живописцев заметил это явление, о котором сегодня говорят все: старая деревянная Тюмень уходит, она почти ушла, ее почти не осталось. Но когда писать ее начал он, еще стояли деревянные резные ворота усадьбы доктора Климшина, еще на улице Красных Зорь существовал красивый деревянный дом с мезонином, и многое другое еще было живо. Но Паромов пошел дальше: на его полотнах не только город конца XX века, но город его юности.
… Нельзя не отметить тот факт, что в 1970-е годы Паромов был одним из лидеров «молодежного движения» в нашем тюменском отделении Союза художников. В то время молодые художники стали отходить от традиций «сурового стиля» соцреализма, заявляли о своих личных интересах и ценностях, ориентировались на мировую культуру. На фоне этого в Москве прошли выставки «Молодость России», где Паромов принимал участие, а при Союзе художников было положено начало Молодежному объединению.
Однако судьба художника в искусстве складывалась непросто, и это можно прочесть в работах, представленных в музее. В своих произведениях он философски размышляет о жизни, о России, о сложной эпохе и о своей судьбе. Очень интересно отображение военной темы и темы Родины, России. Он принадлежит к первому послевоенному поколению (родился в 1947 году) и пишет картины о Великой Отечественной войне — не так уж много у нас художников, которые обращаются к этой теме.
В последние годы Борис Иванович создал множество исторических композиций и картин, посвященных Тюмени. Есть среди них и те, что посвящены язычеству: «Перун», «Ярило», «Сон России», «Лада».
Но христианство, пожалуй, занимает особое место в живописи Паромова. Во многих полотнах прослеживается четкая линия, связанная с Христом. Христос изображается по-разному: как воин, разгоняющий мечом тучи, как идеал человека. Неизменным остается то, что образ Христа -это возрождение жизни.
… Каждое полотно — это и есть шаг живописца по земле. Вдумчивый, основательный шаг.
***
фото: «Монах»;«Душа бессмертна».