X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Другие миры Александра Новика

Тюмень и Тобольск на картинах Александра Новика выглядят так, словно художник выходит на пленэр не на улицу, а куда-то в космос. Или в иную реальность, в другой слой мироздания, если такой есть.

Оттуда видно, что Сибирь с ее деревянными старыми домами, характерными силуэтами и цветовой гаммой (конечно, есть в ней и пасмурные цвета, напоминающие о весеннем разгуле грязи) -совершенно отдельный мир. Как будто Сибирь и есть выдернутая из общемирового культурного, архитектурного и всякого прочего контекста полусфера, которую держат слоны, а слоны стоят на спине огромной черепахи, а черепаха — на змее… ну, вы помните. Одним словом, кажется, что кроме Сибири в мире нет больше ничего. Нет и не надо — все есть здесь.

Вот такая мифология творилась у меня в голове, когда я ходила туда-сюда по залам музея изобразительных искусств, где в четверг открылась персональная выставка заслуженного художника РФ, председателя тюменского регионального отделения Союза художников России Александра Новика. В этот вечер поздравить автора с открытием экспозиции пришли коллеги-художники, друзья, искусствоведы, журналисты. Масштабная экспозиция одного автора — явление не такое уж частое.

Сам Александр Сергеевич волновался до последнего. Вида не подавал, но обмолвился, что еще утром, за несколько часов до открытия выставки, приехал в музей, в тысячный раз прошел по всем залам. Все же снял одно полотно и увез обратно в мастерскую. А взамен привез другое: посчитал, что оно лучше вписывается. К слову, и куратор выставки Татьяна Сергейчук говорит, что с большим числом картин работать было сложно:

— Сложно, но интересно! И в итоге выставка сложилась. Так всегда бывает с картинами Александра Сергеевича: сначала не представляешь, как это будет выглядеть, а в результате все получается.

И то правда: сам художник говорит, что сначала хотел показать только новые картины. Потом решил, что значительно содержательнее показать полотна разных лет. Выбрал более двух сотен, а поместилось в залах чуть больше ста. Сложный выбор: что оставить, что убрать, что более ценно, показательно, дорого сердцу? Волнение Новика коллеги по цеху одобряют, говорят, что художник, который перестал волноваться — заодно перестал и быть художником. А живопись Александра Сергеевича, несмотря на долгие и продуктивные годы работы, до сих пор иногда называют молодежной.

Молодежной, не подумайте превратно, значит — разнообразной и смелой, даже экспрессивной. Дымчато-морозный, звонкий от холодного воздуха и скрипа снега «Серебряный день», «Старый дом» — словно не строение, а живой персонаж, повернувшийся к нам морщинистой, давно не бритой щекой. Полупрозрачные «Две музы». Одна теплая, зеленоватая, как мягкий, нагретый солнцем мох. Другая — алая, пылающая, как сама страсть.

Неожиданный взгляд художника, образы, которые не столько понимаешь, сколько узнаешь, словно они хранились до этого момента в подсознании, и вот — настал их черед.

Катя Христозова

Искусствоведы, которые знают о живописи несоразмерно больше обычного зрителя, вроде меня, говорят, что картины Александра Новика отличаются авангардным характером. Такое искусство понимаешь и принимаешь сразу, либо открываешь постепенно, но главное, что все время находишься под впечатлением от особой формы бытия, возникшего в паре масло-холст или карандаш-бумага. Новик выходит на уровень аллегорий, ассоциаций и символов. Все, что увидел, пережил или прочувствовал, спрессовано в привычном для художника лексиконе: цвет, пятно, фактура, ритм. Это встречи, ситуации, размышления в определенном регистре, созвучном настроению конкретного случая, конкретного полотна.

… Вот еще что примечательно: не так уж редко Александр Сергеевич использует в названиях своих выставок слова, обозначающие особенный взгляд на вещи. Например, в Екатеринбурге некоторое время назад работала его выставка «Нереальная реальность», теперь у нас в музее изобразительных искусств экспозиция «Другое измерение». Интересно, учитывая, что любимая тема Александра Новика в живописи (он об этом говорил неоднократно) — это женщина. Но, может, для мужчины, да еще и художника, она тоже — другой мир?

***
фото: «Художник»;Александр Новик.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта