За доступность надо бороться
Год подходит к концу, и можно уже подводить итоги сделанного. В том числе и по программе «Доступная среда».
В памяти всегда остаются не столько идеи и планы, сколько материальное их воплощение. Одними только словами, обещаниями и мечтами сыт не будешь. Если с этой точки зрения рассматривать то, что удалось реализовать в Тюмени по государственной программе «Доступная среда» и партийному проекту «Равные возможности», то можно говорить о существенном шаге вперед. Пока, конечно, наш город не выдерживает никакого сравнения с Сочи, который был идеально подготовлен к проведению Паралимпийских игр. Все, кому удалось там увидеть, что значит доступная среда не как отдельный, местами встречающийся элемент городского пространства, а как сама философия его создания, говорят: не представляли, что город может быть таким -удобным и комфортным для всех. Что есть в нем столько незаметных для обычных горожан, но жизненно необходимых для инвалидов «мелочей».
В начале года о деталях, необходимых для того, чтобы город стал доступным для инвалидов, говорили только в отношении людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Про другие категории как-то забывали. Не удивительно — еще не так давно и само слово инвалид не вспоминали при строительстве жилых домов, при организации работы многих социальных, культурных, спортивных учреждений.
Многое, пожалуй, стало меняться с началом реализации в регионе программы «Равные возможности». В феврале ее куратором был назначен Владимир Зимнев, депутат областной Думы. Он и определил фарватер действий на год. Главными моментами продвижения вперед он назвал системный подход и мониторинг ситуации. И начал действовать совместно с региональным отделением Всероссийского общества инвалидов.
Менее чем за 12 месяцев им удалось если и не сдвинуть махину проблемы с места, то хотя бы обратить внимание горожан, руководителей предприятий, застройщиков, представителей власти на то, чего они раньше не замечали. Как передвигаться инвалидам по городу, как ездить на общественном транспорте, как заходить в жилые дома, поликлиники, музеи, торговые центры, аптеки, как заниматься спортом, путешествовать, устраиваться на работу… Для многих инвалидов в этом году началась действительно другая жизнь. Точнее, границы реальности, в которой они много лет существовали, расширились. Появились возможности, о которых раньше и мечтать не могли. Это многодневные путешествия на судне, занятия дайвингом, занятия спортом на специальных спортивных площадках на открытом воздухе.
Но некоторые проблемы, не самые сложные по техническому исполнению, до сих пор сдвигаются с трудом. К ним относится, например, организация доступной среды в микрорайонах. На этой неделе Владимир Зимнев совместно с представителями регионального отделения Общероссийского народного фронта и городского общества инвалидов снова приехал в один из районов новостроек, там, где дома должны были возводиться уже с учетом требований государственной программы «Доступная среда». Но ни одного из пунктов ее требований застройщики третьего Заречного микрорайона умудрились не выполнить. Как это выглядит, можно было убедиться на примере дома 53/1 по улице Газовиков.
— Доступная среда должна, согласно требованиям закона, начинаться с организации путей подхода к жилому дому или прямо от автобусной остановки, — объясняли представители регионального отделения ВОИ. — А здесь, посмотрите, что? Нет ни парковок для инвалидов, ни съездов с тротуаров на проезжую часть, бордюрный камень такой высоты, что и здоровому через него перешагивать трудно. У входа в подъезд — высокое крыльцо, а поручни сделаны такими, что за них не уцепишься. И второго ряда перил для колясочников нет.
Зато на крыльце есть пандус. Но он, скорее, — позор, чем заслуга строителей.
— По этим рельсам не может проехать ни летняя, ни зимняя коляска, — с возмущением рассказывала молодая женщина, которая возвращалась домой с маленьким ребенком. И тут так высоко, что самой мне коляску не затащить, приходиться ждать, когда выйдет кто-нибудь из мужчин.
Не совпадают аппарели пандуса с направляющими колесами инвалидной коляски. Алексей Сайфутдинов не смог не только подняться по этому пандусу, но даже установить коляску на его направляющие. Что уж говорить об организации доступной среды для слабовидящих — ни тактильной плитки перед домом, ни окрашенной в ярко-желтый цвет первой ступеньки, на люминесцентных стикеров на входной двери. Застройщик, видимо, посчитал такие детали излишними.
— В городе вообще очень мало жилых домов, в которых есть все для колясочников, — говорит Алексей. — Но все-таки они стали появляться. Недавно мой друг переехал в новостройку на Войновке, и я могу спокойно ездить к нему в гости. В доме и лифт хороший, и парковка есть, и пандус удобный, и бордюрин высоченных нет. Все-таки дело сдвинулось и на нас стали обращать внимание.
Идеальным вариантом организации пространства для всех категорий инвалидов — колясочников, слабовидящих, глухих — представители общества ВОИ назвали только областную научную библиотеку имени Менделеева. Там, по словам Артура Алиева, специалиста по доступной среде, есть даже такой элемент как индукционная петля при входе, с помощью которой слабослышащие могут получать необходимую информацию о перемещении по зданию.
— В целом ситуация по организации доступной среды заслуживает того, чтобы уделять ей больше внимания, — считает Владимир Зимнев. — Этого требует не только законодательство, но и реальность. И это необходимо не только инвалидам. Почти треть населения больших городов, согласно статистике, можно отнести к маломобильным группам населения — это и женщины с детскими колясками, и беременные, и люди, временно потерявшие трудоспособность, и пожилые. Поэтому надо продолжать искать стандартные и нестандартные пути решения этой проблемы.
***
фото: Алексей Сайфутдинов у пандуса дома по улице Газовиков.