Цены скачут, а мы их подгоняем
В преддверии новогодних праздников в магазинах всегда ажиотаж. Но в этом году потребительский спрос бьет все рекорды. Причем, речь не о подарках и не о продуктах к праздничному столу.
Причина всем известна: резкое обесценивание рубля и нехорошие экономические прогнозы. Началось с гречки, которая по невыясненной до сих пор причине первой реагирует на экономические кризисы, а докатилось до дорогостоящей электроники и автомобилей.
Буквально в считанные дни тюменские автосалоны почти полностью опустели. Цены на оставшиеся иномарки подпрыгнули кое-где на тридцать процентов, причем, в ряде автосалонов их вдруг стали указывать не в рублях, а в долларах. Потом выяснилось, что не вдруг — в Тюмень повалили покупатели из Казахстана, где, на фоне слабеющего рубля, тенге заметно укрепился, так что жителям соседнего государства стало выгодно менять приобретенные там доллары на наши машины. Продавцы в автосалонах рассказывают, что казахи покупали сразу по две, а то и по три машины. Боясь остаться в канун праздников совсем без работы, как минимум в одном дилерском центре вывесили объявление, что автомобили продают только жителям области по прописке.
Подобным образом решили действовать сотрудники и крупной торговой сети, обслуживающей клиентов по «карте гостя». Ввели ограничение: одна карта — один покупатель.
Хотя в целом такой подход торговле не свойственен. И большинство магазинов пошли по более простому пути — меняют ценники по нескольку раз в день. Растет спрос — растет цена. Так вместо рождественских скидок на электронику, цены на телевизоры, холодильники и стиральные машины поскакали галопом. Экономически эта ценовая гонка не обоснована — товар закупался по старому курсу. Но рынок диктует свои правила. И предприниматели, очевидно, расценили так: раз покупатели берут сразу по нескольку электрочайников, ноутбуков и стиральных машинок, значит, планируют сделать на этом свой маленький бизнес. Так зачем упускать выгоду? К тому же следующую партию товара придется закупать уже по новому курсу доллара, а каким он будет — даже Центробанку неизвестно.
В общем, кинувшись тратить свои кровные без оглядки, тюменцы оказали себе медвежью услугу. Правда, в некоторых магазинах (в основном, торгующих одеждой) еще можно увидеть вывески «Sale» до 30, а то и до 70 процентов, но, как признаются сами продавцы, реальные скидки ниже. Распространяются они только на залежалый товар. Или на вещи, которые незадолго до этого наценили.
Народ взроптал: какое торгаши-кровопийцы имеют право так нагло спекулировать, пользуясь экономической нестабильностью? Неужели никто не следит за ценами — должен же быть разумный предел? В департаменте тарифной и ценовой политики ответили на этот вопрос: рыночная экономика не подразумевает государственного регулирования цен на товары. За исключением небольшого перечня социально значимых продуктов питания. Есть еще ограничения торговой наценки на медикаменты из перечня жизненно важных и необходимых. Все остальное зависит от спроса и покупательской способности. А в управлении лицензирования и регулирования потребительского рынка в защиту роста цен привели свой довод: если предприниматели не будут оперативно реагировать на конъюнктуру рынка, они попросту разорятся.
В то же время, если ничего не предпринимать, то скоро у основной массы населения попросту закончатся деньги. А спрос, во всяком случае, на продукты питания будет всегда и при любых ценах. Известно, что бывали времена, когда на булку хлеба меняли фамильные драгоценности.
Конечно, нельзя сказать, что государство совсем об этом не думает. Буквально вчера газета «Коммерсант» опубликовала сообщение о том, что по указанию правительства крупные госкомпании в ближайшее время продадут большую часть накопленной за последние месяцы валюты. Это обеспечит поступление на рынок около 1 млрд долларов в день, что, правда, в совокупности со стабилизацией цены на нефть, должно послужить укреплению рубля. А значит, и стабилизации цен на товары на внутреннем рынке.