Сокращения есть, а безработных — нет?
Недавно закрылся магазин «Пчелка» на улице Ямской. За несколько дней до этого я услышала обрывок разговора.
— Последние дни работаем, потом не знаю куда идти, сейчас в торговле везде сокращения, — отвечала кассир на вопрос покупательницы по поводу опустевших прилавков.
Но по данным департамента труда и занятости населения, число безработных в Тюменской области во втором полугодии 2014 года не только не выросло, а даже снизилось по сравнению с первым полугодием — на 12 процентов и составило на начало декабря 3,6 тысячи человек.
Правда, количество официально зарегистрированных безработных не дает представления о реальной ситуации. Подтверждением тому другие цифры — от Тюменьстата. По его данным в октябре 2014 года в Тюменской области насчитывалось 37 тысяч безработных. Тюменьстат ведет подсчеты по методологии Международной организации труда. И не трудно догадаться, что его цифры ближе к истине. Хотя бы потому, что далеко не все безработные идут регистрироваться на биржу труда: не так-то просто это сделать, да и пособие мизерное. Подавляющее большинство соискателей предпочитают не обременять государство своими проблемами и самостоятельно решают проблему трудоустройства.
Благо, с рабочими местами проблем в регионе нет. По данным департамента труда и занятости населения, в его банке вакансий в настоящий момент более 36 тысяч рабочих мест и должностей, и это на 12 процентов больше, чем было в декабре прошлого года. Из этого специалисты делают вывод, что ситуация на рынке труда Тюменской области «остается устойчивой и стабильной».
Что же касается сокращений на предприятиях, то их официально зарегистрировано столько же, сколько было и в прошлом году, -порядка двух тысяч человек. И при этом, утверждает департамент, работодатели на протяжении 2014 года предлагали больше вакансий, чем в 2013-м. Насколько официальные данные соответствуют реальной ситуации с сокращениями кадров на предприятиях?
Директор областного департамента труда и занятости населения Сергей Кабанов ответил, что существует закон, обязывающий работодателей информировать органы службы занятости и о планируемых сокращениях кадров, и о ликвидации или банкротстве предприятий, а также о введении режима неполного рабочего дня или неполной рабочей недели. Закон распространяется и на индивидуальных предпринимателей. За его невыполнение грозит административный штраф.
Тем, кто попал под официальное сокращение, можно сказать, еще повезло: закон гарантирует им выплату пособий на уровне среднемесячной зарплаты. Но таких счастливчиков немного. Гораздо чаще работодатели делают все, чтобы вынудить своих сотрудников написать заявление «по собственному желанию».
Возможно, поэтому на фоне снижения числа официальных безработных департамент фиксирует ежегодный рост на 8-9 процентов обращений в органы службы занятости? Но специалисты предпочитают объяснять такую тенденцию другой причиной: «проведением активной работы по повышению уровня информированности о предоставлении государственных услуг в области содействия занятости населения, повышению качества предоставления данных услуг.»
К слову, для роста популярности службы занятости есть объективные причины. С 2009 года в Тюменской области реализуется программа, в рамках которой можно пройти бесплатное переобучение или стажировку, получить дополнительное профессиональное образование. По этой же программе безработным, желающим заняться бизнесом, государство выделяет финансовую помощь — для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства. А также оказывает безработным и членам их семей содействие в переезде в другую местность — для трудоустройства по направлению органов службы занятости.
В настоящее время на согласовании находится проект постановления областного правительства «Об утверждении государственной программы Тюменской области «Основные направления развития в области содействия занятости населения, трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений» до 2020 года. Реализация этой программы начнется с 1 января 2015 года. Рассчитана она на помощь в трудоустройстве не менее 40 тысячам безработных ежегодно.