Тучи над школьным образованием
Профессор Тюменского госуниверситета Владимир Загвязинский опубликовал книгу под названием «Наступит ли эпоха Возрождения?» На обложке изображен зеленый росток, пробивающийся сквозь каменистую почву. Он тянется не только к солнцу, но и к стопке книг — символу знаний. Вот только горизонт затянут тучами…
В книге говорится о стратегии инновационного развития российского образования. По мнению профессора Загвязинского, несмотря на немалое количество того хорошего, что делается в этом отношении, проблем еще предостаточно. Своими наблюдениями Владимир Загвязинский поделился с «Тюменским курьером».
— Как внедрение новых стандартов в сфере образования повлияло на качество подготовки школьников?
— К сожалению, далеко не все, что прописано в законах и прочих нормативных документах, работает именно так, как оно прописано. В документах все умно и логично. В выступлениях президента и премьера — тоже все правильно. Но с первых мест в мире наше образование опустилось на 40-е!
Во времена СССР часть наших педагогических методик брали в качестве примера развитые страны. В Америке в журнале «Time» в 1961 году опубликовали статью профессора Артера Трейса-младшего под названием «Что знает Ваня, и не знает Джонни». В ней ученый сравнивает советские учебники по гуманитарным предметам с учебниками США и приходит к выводу, что этими дисциплинами в американских школах «преступным образом пренебрегают», в то время как русские дети «получают гораздо более глубокие знания».
Теперь качество образования в России упало. Мы еще можем собрать команду, отправить ее на олимпиаду и неплохо выступить, но общий уровень — это совсем другое. Сам-то объем знаний-то у наших детей неплохой, а вот умение их применять на практике и использовать при этом творческий подход. То, что нужно для жизни и для профессии, у нас хромает.
Я могу долго говорить о недостатках, но выделю два. Во-первых, программа по-прежнему нацелена в первую очередь на обучение, а не на воспитание. Вместо воспитания сплошные лозунги: «Патриотизм!», «Нужно чтить флаг и герб!» Конечно, это важно, но касается лишь внешней стороны дела. Можно бить себя в грудь, мол, я патриот. Петь гимн, размахивая флагом, и в то же время плевать на пол, обижать девушек и писать на стенах матерные слова с ошибками. Дальше — хуже: воровать, насиловать, убивать. И плохо работать. Что такое коррупция, как некачественное выполнение своих обязанностей?
Во-вторых, ЕГЭ. Просто удивительно, как от компьютеризации, хорошего и полезного дела, мы умудрились взять самое плохое — кнопочное мышление. Новые поколения выпускников заточены только на получение готовых ответов. Однако мало просто иметь информацию, она должна превратиться в знание, а знание — в убеждения, в отношение, в чувство, в идеалы. Это очень сложный процесс. Получается, что мы компьютеры используем не для развития, а, наоборот, для оглупления. ЕГЭ не учит человека рассуждать, развивать умственные способности, воображение и смысловую память.
— Какие проблемы стоят перед современными российскими педагогами?
— Когда-то профессию учителя сравнивали по интенсивности морального напряжения с профессиями пожарных и подводных ныряльщиков. И теперь, поверьте, учителям не проще. Раньше ставка была 18 часов, а теперь — почти 24, при том, что учителя ведут кто полторы, кто две ставки. Это колоссальная нагрузка! Более того, педагогам теперь добавляют всевозможные дополнительные обязанности: не только организацию экскурсий и классное руководство, но и ответственность за кабинеты, противопожарную безопасность и черт знает что еще.
Школа превратилась в место, где дети мешают учителям писать отчеты, составлять планы и программы — загруженность бюрократической работой невероятная! В итоге учителя перестали писать диссертации, а ведь раньше лучшие диссертации получались именно у практикующих педагогов. Сегодня у них даже нет времени, чтобы качественно подготовиться к уроку, где уж там вести индивидуальные занятия с учениками. Я не понимаю, как они тетради-то успевают проверять.
Кроме того, нужно честно признаться, что дурное влияние так называемого «двойного негативного отбора» сохраняется по сей день. Не так давно в педвузы шли лишь те выпускники, которые не смогли поступить на более популярную специальность — менеджмент, юриспруденцию или экономику. Но даже среди тех, кто закончил педагогический факультет, учителями начинали работать самые неуспешные. Те, кому не удалось пристроиться в бизнес или же найти другую более-менее подходящую работу. Этих людей, не являющихся педагогами по призванию, в школах и сейчас немало.
— Между школой и высшими или средними учебными заведениями должна существовать взаимосвязь, в частности, в плане профориентации. Как обстоят дела с этим?
— Конечно, между школой и вузом или техникумом должна быть преемственность. Более того, должно быть некое планирование, в котором обязательно принимает участие государство. Например, в Тюмени начали строить детские сады — это прекрасно. А кто в этих садах будет работать, когда у нас нехватка педагогов дошкольного образования? Риски предвидеть не то не умеют, не то не хотят.
Когда готовили воспитателей, на перепрофилирование пришли те же экономисты, юристы и менеджеры, которых переизбыток. Это, кстати, подтверждение того, что родители выпускников тоже не хотят заглядывать вперед. В 90-х годах сильно упал, а в двухтысячных опять поднялся престиж высшего образования. Как говорится, ученым можешь ты не быть, но кандидатом быть обязан. Очевидно, что высшее образование нужно далеко не каждому, но родители тащат деньги и не жалеют сил, лишь бы пристроить чадо в вуз.
Зато начальное профессиональное образование практически ликвидировано. Отчасти родителей можно понять, во многих ПТУ и лицеях сейчас среда, на мой взгляд, потенциально криминальная. Некоторые родители, даже видя в ребенке явные склонности к тому, чтобы работать руками, не отдают его в техникум — боятся, мало ли с кем он там свяжется.
Как бы учителя на открытых уроках ни расписывали прелести рабочих профессий, жизнь и практика учат эффективнее, чем лозунги и агитация. Когда-то мой дед был единственным часовых дел мастером в городе Красноуфимске и пользовался огромным уважением земляков. У него был хороший дом. К нему приходили люди, разговаривали с ним уважительно и просили починить часы. Он не думал ни о каком высшем образовании.
Так что единственный, на мой взгляд, способ сделать престижными рабочие специальности — начать платить работникам по-настоящему достойную зарплату. Нужно каким-то образом изменить социальную сторону проблемы и тогда можно решать проблемы образования: открывать новые техникумы и лицеи, в которых появится конкуренция.
***
фото: Владимир Загвязинский.