Сложные финские танцы и имена
Гастроли Александровского театра из Хельсинки, которые прошли в тюменском драмтеатре, были, пожалуй, самыми необычными в этом сезоне.
Приезд ведущих европейских трупп — всегда событие. Тем более, когда Тюмень становится первым городом в российской гастрольной афише. Именно такой премьерой порадовал тюменских зрителей в выходные финский коллектив. Его выступление стало возможным благодаря социальным проектам, которые реализует компания «Фортум» в Год российской культуры.
Сама история создания Александровского театра тесно связана с Россией. Он был построен по инициативе графа Адлерберга, генерал-губернатора Финляндии, тогда входившей в состав Российской империи, и назван в честь императора Александра II. На его сцене выступали знаменитый Федор Шаляпин, русская актриса Мария Савина, мастер художественного слова Юрий Юрьев, Максим Горький. Особенность театра в том, что с момента своего основания он работает без постоянной труппы, но привлекает актеров, танцоров и музыкантов с мировыми именами.
В Тюмень приехали всего девять человек: вокалист, три музыканта и пять танцоров. Но у каждого из них — свои престижные международные награды. Так, хореограф и танцовщица Каари Мартин — одна из самых заметных фигур современного фламенко, в числе ее работ, например, совместный проект с Рони Мартином под названием «Трилогия фламенко». Другая солистка Аури Ахолас входит в труппу Финского национального балета, участвует в масштабных спектаклях классического репертуара. А Микко Лампинен представлял Финляндию в финале конкурса молодых танцоров на «Евровидении». Обладательницей титула «Лучший танцор» конкурса современного танца Euro-Dance, участницей международных хореографических проектов является танцовщица РииккаТанкка.
Удивительно и трио джазовых музыкантов. Композитор и пианист Хейкки Сарманто считается ключевой фигурой финской музыки, он удостоен международного признания за симфонические, оркестровые и джазовые работы. Его брат басист Пекка Сарманто награжден премией Georgie финской джазовой федерации, в течение трех десятков лет финские музыковеды называли его лучшим джазовым басистом. А ударник Рейска Лайне вошел в историю современного джаза еще в конце 60-х годов.
Особо надо сказать об Анастасии Тризна — актрисе, вокалистке и ведущей концерта. Она родилась в России, закончила Санкт-Петербургскую академию театрального искусства, выступала на сценах Германии, Франции, США. По ее словам, она придает особое значение развитию программ сотрудничества и культурного обмена нашей страны и Финляндии, считая, что культурному взаимодействию не могут помешать экономика или политика, потому что музыка и танец не знают границ.
Основой спектакля стала современная хореография. Тюменцы, кажется, впервые познакомились со стилизованным фламенко. В Финляндии, как ни странно, этот танец очень популярен, страна разбита на шесть танцевальных регионов, в которых работает 11 школ фламенко. Нечасто можно увидеть на наших сценах такое воплощение направления контем-порари, которое сочетает в себе элементы западного и восточного искусств движения.
Показанные танцорами композиции были очень необычными. Зрителям оказалось непросто расшифровать этот язык танца, понять его ломаные, непредсказуемые линии. Но постановки были настолько талантливыми и яркими, что невозможно было не восхищаться пластикой, техничностью танцоров, продуманностью каждого элемента костюма и общей целостностью создаваемого образа.
Александровский театр из Хельсинки принес с собой дыхание современной европейской культуры. Шокирующее своей откровенностью, притягивающее нестандартностью, интригующее неразгаданностью, в чем-то совершенно инопланетное, а в чем-то такое близкое. Конечно, хотелось бы увидеть спектакли театра еще раз. Возможно, так оно и будет. Ведь Евгений Шидяев, заместитель исполнительного директора компании «Фортум» по региональной политике, пообещал, что первый проект сотрудничества финского и тюменского театров будет не последним.
***
фото: Танец на музыку Яна Сибелиуса;Играет джазовое трио.