Что написать вам о театре?
Молодежный театр «Ангажемент» имени Виктора Загоруйко начал важный диалог с журналистами.
Как надо писать о театре? Какие знания и качества необходимы журналисту, чтобы давать адекватную оценку постановкам? Что надо делать театрам, чтобы журналисты лучше понимали замысел режиссеров, художников? Для кого вообще пишутся театральные рецензии, кто их читает?
На все эти вопросы в понедельник, собравшись в театре «Ангажемент», пытались ответить сами работники театра, журналисты и преподаватели госуниверситета. Пригласили и студентов отделения журналистики — во многом для них, будущего поколения, и была организована встреча. Впрочем, молодежь в дискуссию не встревала: ей еще только предстоит понять все тонкости работы журналиста с какой бы то ни было структурой или организацией.
Именно для начинающих заведующая литературной частью театра Анна Николаева рассказала, что первые рецензии на тюменские спектакли появились еще в XIX веке в «Губернских ведомостях». В Тюмени тогда не было профессионального театра: в первых водевилях играли жены и дочери купцов. Но уже тогда столичные гости отмечали, что наконец-то в дикой купеческой Сибири появились светские развлечения. А то лишь устраивали гульбиша да пили брагу.
Современные историки считают, что именно тогда горожане впервые стали вести жизнь общественную: понемногу, сами того не сознавая. У них появился общий интерес, не связанный с промыслами, производством или торговлей.
Сегодня критики и искусствоведы, рассуждая о современном театре (по их мнению, он начинается с 50-х годов прошлого века), говорят о совершенно других вещах, чем прежде. Тогда рецензентов занимали костюмы актеров, их речь. Теперь же специалисты заняты выявлением тенденций развития театра. Они говорят, что нашему времени присущ театр контрастов; наблюдается кризис театральной школы; театр вынужден думать о коммерции; налицо сближение театрального и массового искусства; появилась «новая драма» — постановки основанные на документальном материале и так далее.
Что из этого хорошо, а что плохо — разговор длинный. Однако разбираться в этих вопросах должен каждый журналист, который пишет о театре. И если актеры и режиссеры регулярно читают о том, что в их работе корреспондентам нравится и не нравится, то теперь они получили возможность высказаться и публично оценить работу прессы.
Надо сказать, что театральные работники позитивно настроены относительно журналистов.
— Пишите обо мне что угодно, — отчасти шутя, цитирует кого-то из знаменитых актеров Сергей Белозерских, актер театра драмы. -Только ошибок в фамилии не делайте!
Тем не менее, некоторыми аспектами работы СМИ в театрах недовольны. Например, актриса «Ангажемента» Юлия Шек говорит о том, что журналисты (особенно молодые и неопытные) часто занимаются не анализом постановки, а пересказом сюжета. В театре полагали, что на отделении журналистики специально читают курс о театре. К сожалению, ответила им заведующая кафедрой истории и теории журналистики ТюмГУ Ольга Петрова, ничего подобного не преподается. Каждому начинающему автору приходится совершать одни и те же ошибки, пока он сам не научится анализировать, не прочтет множество книг и статей, не поговорит с режиссерами и художниками.
Тележурналист, обладательница премии губернатора Тюменской области «Серебряный микрофон» и многих других наград Светлана Голякова в ответ задала работникам театра вопрос: «А что надо аудитории, для которой мы пишем и снимаем?» Действительно, и театры, и СМИ работают для горожан.
— Наша пресса ориентирована на информирование, — рассуждает Светлана. — Главное — донести факт. Аналитика — это все же удел специализированных изданий о культуре (или вообще только о театрах), которых у нас в городе, к сожалению, нет.
… Дискуссия длилась больше часа. Задано много вопросов, высказано немало мнений. Диалог начат. Возможно, он со временем перерастет в более конструктивную работу, а театры и СМИ узнают друг о друге много больше. В первую очередь, от этого выиграют зрители и читатели.
***
фото: Студентки отделения журналистики.