Сибирский тракт
Окончание. Начало в NN 221, 226, 227, 230.
НЕОБЫЧНЫЕ СОБЫТИЯ НА ТРАКТЕ
Июль — начало августа 1919 г.
По Сибирскому тракту двигался с запада на восток один бесконечный конный обоз из повозок самого разного вида: от обычных крестьянских телег до выездных щегольских дрожек, заполненных и переполненных домашним скарбом и людьми разного возраста, пола, состояния. Еще больше народа шло пешком, с трудом меся дорожную грязь, в которой по брюхо тонули лошади.
Это уходили на восток те, кто не желал оставаться под властью большевиков, которая надвигалась с запада. Когда белая армия адмирала Колчака была вынуждена отступать под напором Красной армии от Волги к Уралу, впереди нее по Сибирскому тракту двинулись беженцы разных сословий, подгоняемые рассказами о лютых зверствах большевиков в захваченных городах и селах. Вначале ушли более богатые и сообразительные, которым было что терять при новой власти, последними двинулись охваченные общим масштабом бегства и паникой, напуганные пропагандистами. Замыкала печальное шествие белая армия со своим фронтовым имуществом. Ей приходилось еще вести оборонительные бои с наседавшими красными.
Первая неделя августа 1919 г. в районе Тюмени была крайне дождливая, беженцам пришлось тяжело на Сибирском тракте. Дожди смыли следы гигантского отступления и человеческого отчаяния.
Авторалли Пекин — Париж и Париж — Пекин. В первые годы XX в. автомобили уже стали заметной частью жизни европейских государств. Любители нового транспорта старались испытать его в разных условиях, чтобы совершенствовать дальше. В 1907 г. нашлись отважные люди, решившие устроить авторалли от Пекина до Парижа через Сибирь, где отродясь еще не видели автомобилей, разве что имелись они в единичном количестве в отдельных городах. Задумано — сделано. И летом 1907 г. ралли состоялось. Автомобили привезли по морям и океанам в Китай и двинулись в Париж, конечно, по Сибирскому тракту.
К сожалению, трасса ралли пролегала от Омска мимо Тюмени через Петропавловск и Курган на Челябинск. В начале 1990-х гг. европейцы решили повторить маршрут, но ездили каждый раз несколько иными путями.
Летом 2013 г. состоялось пятое авторалли. В нем участвовали только автомобили «в возрасте» — не моложе тридцати лет. Трасса этого ралли пролегала через Тюмень. 12 июня 2013 г. ретроавтомобили промчались мимо Тюмени. В пробеге участвовало 96 экипажей из 26 стран. К сожалению, 12 июня на территории нашей области произошло ДТП. На 212 км, вблизи с. Усть-Ламенка, столкнулись два авто участников ралли. Погибли три человека: мужчина, женщина и совсем крошечный ребенок нескольких месяцев отроду.
Российские мото- и автопробеги из разных городов до Владивостока и обратно совершаются по Сибирскому тракту практически ежегодно с целью себя показать — людей посмотреть или по поводу какого-либо события: к юбилею Дня Победы, Дня России, раньше -Октябрьской Революции и т.д.
В конце августа этого года через Тюмень промчались участники очередного мотопробега. Они задержались немного в Тюмени и рассказали о цели своей акции под названием «Отцы России — за многодетную семью».
«Наша цель — громко заявить об особой роли отцов. О ней, увы, забыли в последние годы, — сказал руководитель пробега Андрей Коченов из Красноярска, отец пяти детей. — Своей акцией мы хотим напомнить мужчинам, что быть отцом — это смысл жизни, счастья и ответственность за судьбу своих детей, за то, какими они станут, когда вырастут. В русской пословице говорится: семья без отца, что дом без крыши!»
Участники мотопробега собирали подписи за установление еще одного государственного праздника -Дня отца — 25 октября, в день рождения князя Дмитрия Донского.
Возможно, читатель, что в это время, когда вы читаете эти строки, уже кто-то и где-то планирует в следующем году посмотреть Россию от моря Балтийского (Белого, Черного и др.) до Тихого океана и устроить свой личный авто/мотопробег. А может, и сами соберетесь проветриться. Счастливого пути и попутного ветра. Теперь не 1907 год. Весь тракт в асфальте, а не в сибирской глине, как прежде.
ОМСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ «РУССКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА» (РГО) ПРИЗЫВАЕТ
В 2013 г. Омское отделение Всероссийской общественной организации «РГО» выступило с идеей провести комплексную историко-географическую экспедицию по Сибирско-Московскому тракту с целью выявления и изучения «реликтовых», хорошо сохранившихся участков старого тракта, не подвергшихся реконструкции в прошлые годы, и вовлечения их в сферу регионального и межрегионального туризма.
В Омской области изучение истории тракта ведется давно, и в 2000 году на базе Большеуковского районного историко-краеведческого музея создан Музей истории Московско-Сибирского тракта — единственный в Сибири и второй в России. Первый Музей истории тракта создан в Удмуртии, в селе Дебесы, где соединяются две его европейские части: Петербургско-Вятская (северная) и Московско-Казанская (южная). Отсюда на восток идет уже один Сибирско-Московский тракт.
Омичи провели инвентаризацию реликтовых участков тракта на его северной ветви, что проложена была из Викулово на Тару и вдоль Иртыша к Омску, и выявили около 15 км нетронутой реконструкцией дороги в десяти местах.
Министерство культуры Омской области разработало проект «Сибирский тракт» и пригласило к участию в его реализации тюменцев. 30 мая 2014 г. сотрудники ГАУК «Ялуторовский музейный комплекс» провели экспедицию в своем районе по старым участкам Сибирского тракта, которые теперь используются как местные дороги или совсем забыты.
Таких реликтовых участков тракта в Тюменской области наберется намного больше, чем в Омской области, и по северной старой части тракта Тюмень — Тобольск -Вагай — Викулово, и по южной от Тюмени до Ишима и границы с Омской областью. Только в Тюменском районе от границы со Свердловской областью до д. Дербыши в «реликтовом» состоянии находится около 25 км Сибирского тракта. В деревнях Успенке, Ушаковой, Переваловой даже центральные улицы называются «Сибирский тракт». Есть такие улицы и в селах между Тюменью и Тобольском.