Сибирский тракт
Продолжение. Начало в NN 221, 226, 227.
НЕОБЫЧНЫЕ СОБЫТИЯ НА ТРАКТЕ
Сибирский тракт жил обычной жизнью, но иногда на нем происходили удивительные события. Расскажем о некоторых из них, которые стали известны нам недавно.
Путешествие овец из Москвы к Байкалу. В 1831 г. иркутский губернатор решил попробовать разводить у себя овец породы английский меринос, шерсть которых была особенно хорошего качества, не то, что у местных грубошерстных бурятских. Он выписал из Москвы у купца Г. Гаврея 12 голов, а послали ему целое стадо — 480 штук под присмотром ветеринаров, пастухов, охраны и т.д. Стадо по скотопрогонной части Сибирского тракта пешим ходом преодолело путь в 5000 верст и в Красноярск прибыло 300 голов в хорошем состоянии. До Иркутска там уже недалеко. (Проходило это стадо и мимо Тюмени, но тогда в Тобольской губернии не было газет, где бы напечатали необычном походе из России в Восточную Сибирь. Сведения о нем мы нашли в спецлитературе о сибирском овцеводстве). Когда хозяева посчитали себестоимость уцелевших овец, оказалось, что одна овца стала стоить 250 руб., баран — 300 руб. По тем временам это было средних размеров состояние — огромные деньги.
Заинтересовались английскими мериносами отбывавшие в Забайкалье ссылку декабристы братья Н.А. и М.А. Бестужевы. В своих воспоминаниях они писали: «Мы бросили хлебопашество и обратились к скотоводству. Купили стадо мериносовых овец 500 голов… Мериносные овцы такие барыни, что их почти круглый год надо было держать на постоянном корме.» Это замечание Бестужевых надо знать и помнить современным фермерам и акционерным обществам, приобретающим зарубежный скот, в первую очередь, коров. Они тоже «барыни», их соломой и сеном не прокормишь, если хочешь иметь хорошую «европейскую» продуктивность.
Путешествие Большой Колыванской вазы в Петербург. Земляки, если будете в Питере — сходите в Эрмитаж, в одном из залов которого на первом этаже экспонируется Большая Колыванская ваза — произведение искусства мастеров города Колывань на Алтае. Надпись свидетельствует: «Чаша сия сделана на Колыванской шлифовальной фабрике из Ревневской яшмы по рисунку архитектора Мельникова. Поперек 7 аршин, высоты с пьедесталом и ножками 3 аршина 10 вершков, вес более 1200 пудов». (По современной шкале мер: высота вазы с пьедесталом 2,57 м, большой диаметр 5,04 м, малый — 3,22 м, масса 19 тонн. Это самая большая ваза в мире).
Изготавливали вазу с 1828 года.
19 февраля 1843-го упакованную и уложенную на специальные сани, в которые запрягли 154 лошади, вазу повезли в Барнаул, а потом по Сибирскому тракту уже через Ишим на Тюмень и далее к Уткин-ской пристани на реке Чусовой. Для перевозки вазы лошадей на ямских станциях перепрягали, собирая свежих по окрестным деревням от 120 до 160 штук на запряжку. При перевозке по Тобольской губернии особых проблем не было: местность ровная, дорога в конце марта еще была зимняя, наезженная. Подробности можно узнать в Интернете.
Большая Колыванская ваза изображена на гербе и флаге Алтайского края и на ордене «За заслуги перед Алтайским краем».
Путешествие на волках по Сибири. Об этом событии сообщил сотрудник нашего областного краеведческого музея Лев Боярский в одном из выпусков журнала «Лукичок» за 2009 год. Из Читы в Забайкалье отправился в Питер Иосиф Репечек в тележке, запряженной парой пятилетних волков, которых он вырастил дома, обучил как ездовых собак и ездил на них по Чите, катал детей на ярмарках и праздниках. Весной 1909 г. он выехал на волках в столицу России и ехал неспеша, «показывая публике представления с участием прирученных волков». В Тюмень И. Репечек приехал только в 1911 г., здесь он также выступал с волками в цирковом балагане.
В тюменском селе Успенском И. Репечек скоропостижно скончался и там похоронен, а волки жили у одного местного крестьянина, но скоро «сдохли от тоски» — так написала выходившая в Тюмени «Сибирская торговая газета».
Путешествие цесаревича Александра в 1838 году тоже относится к истории Сибирского тракта: еще бы — впервые член семьи правящего дома Романовых добровольно пожаловал в Сибирь, хоть и недалекую: проехал до Тюмени и Тобольска, вернулся в Тюмень, проехал до Ялуторовска и через село Исетское вернулся в Россию. Визит был коротким и уложился в трое суток. О нем написано много, и здесь распространяться не стоит. С цесаревичем путешествовал и его воспитатель, известный поэт Василий Андреевич Жуковский.
Императорский подарок несли по Сибирскому тракту через Тюмень на руках от Санкт-Петербурга до Пекина в середине XIX в.
Николай I для укрепления дружбы с великим соседом — Китаем послал императору Поднебесной подарки: изразцы для облицовки каминов, астрономические приборы и — главное — зеркало для дворца, которое тогда в Китае было дефицитным. Прочие подарки везли на лошадях, а зеркало 3,5 м в высоту и 1,5 м в ширину, соответствующим образом упакованное, несли на руках люди российские. Прошло два года и один месяц, прежде чем диковинный подарок доставили в Пекин в целости и сохранности.
Окончание следует.